Найти тему

Кредит через "вторые руки": защитит ли пенсионеров от мошенников новый сервис

Недавно Банк России поддержал законодательную инициативу, которая обяжет банки внедрить сервис “второй руки”, сообщают РБК. В этой статье мы расскажем о том, как, по мнению регулятора, будет работать новый механизм защиты клиентов банков, смогут ли злоумышленники найти способы обхода и какие риски есть у этого способа борьбы с мошенничеством.

Бабушка теперь в безопасности?

Сервис “второй руки”, по идее регулятора, это механизм, с помощью которого пожилые клиенты могут привлекать доверенное лицо для совершения банковский операций. Такой способ позволяет последним заблокировать любые подозрительные переводы.

В августе 2021 года ЦБ опубликовал рекомендации, согласно которым банки могли предоставить сервис “второй руки” своим клиентам, относящимся к категории пожилых людей, с инвалидностью или маломобильной группы граждан. Однако теперь решается вопрос о том, чтобы заменить рекомендательные нормы на обязательные.

Как работают подобные сервисы?

Механизм “второй руки” дает возможность клиенту назначить в качестве помощника близкого родственника или знакомого. В течение определенного срока помощник может подтвердить или отклонить операцию в случае, если подопечный не сможет объяснить цель денежного перевода.

Важно отметить, что в таком случае доверенное лицо не имеет доступа к деньгами, а также не может совершать никакие операции вместо подопечного. Помощник имеет доступ исключительно к функции подтверждения или отклонения подозрительного перевода.

Обсудим плюсы и минусы

Евгений Егоров, ведущий специалист департамента Digital Risk Protection компании F.A.C.C.T., поделился своими мыслями о внедрении сервиса “второй руки”.

Эксперт считает, что идея “второй руки”, как и ряд введенных ранее ограничений, довольно логичная и возможно это спасет средства части потенциальных жертв. Известны случаи, когда жертва телефонных мошенников прислушивается к совету сотрудников банка или полицейских или родственников, которым буквально в последний момент удается разрушить «чары» и вразумить человека, находящегося в состоянии аффекта или психологической зависимости от злоумышленников.

Однако всё не так просто. “Практически в каждом кейсе, связанном с телефонным мошенничеством, жертвам запрещают контактировать с родственниками, обращаться в полицию или к сотрудникам банка. Под предлогом того, что нельзя никому сообщать служебную информацию или они сами находятся в сговоре, жертва может потерять свои деньги,” – сообщает Евгений Егоров.

Специалист также подчеркивает что это платная услуга, а также не ясно, что в такой ситуации делать пенсионерам, не имеющих в своем окружении тех, кого можно было бы назначить доверителями. К тому же, обычно мошенники просят переводить средства через банкоматы по реквизитам, что также является большой проблемой.

Подведем итоги

  • Внедрение сервиса “второй руки” может спасти часть потенциальных жертв от мошенников.
  • У пенсионеров и одиноких людей не всегда есть те, кого они могли бы назначить доверителем, тем более, если сервис окажется платным.
  • Методы социальной инженерии развиты на достаточно высоком уровне, поэтому злоумышленники в ряде случаев способны обойти подобный сервис.

Оставайтесь в курсе актуальных новостей в сфере информационной безопасности и подписывайтесь на наш канал “Кибербез по фактам”. Мы знаем о киберпреступности всё. Рассказываем самое интересное.