Советы по работе с масляными красками даёт Виталий Макаров - художник с международной известностью, член творческого Союза художников России, участник проекта Artycool
Правило 1
Парадокс, но чем лучше научишься писать акварелью, тем лучше будешь писать маслом. Хотя, казалось бы – абсолютно разные техники. В чём их принципиальное отличие? Основное свойство акварели – прозрачность. Свет – это бумага, а в тенях надо писать прозрачно и легко, тогда проявится то самое очарование акварели. Плотности в цветах, насыщенности, как при работе маслом, в акварели не получится. Акварель хорошо работает в тенях, а масло – в светах, потому что масло – кроющая краска. Один из старых художников сказал, что «белила – это яд живописи: если бы белила стоили как золото, тогда была бы живопись!». Это потому, что многие начинающие художники злоупотребляют белилами, разбеливают. В начале работы маслом следует использовать как бы акварельную технику: делать подмалёвок жидко, добиваться прозрачности без белил, в тенях конечно. В целом, надо сразу закладывать тональные и цветовые отношения большими пятнами. А потом писать работу, но учитывая подкладку живописи, чтобы живопись «дышала». Конечно, есть и способ писать только плотно, пастозно. Но, мне больше нравится когда фактура живописи разнообразна. В любом искусстве мы всегда идём от общего к частностям. А в финале снова обобщаем, жертвуя какими-то деталями. Главное в живописи – не детали, а композиция и общий замысел.
Правило 2
Очень важно организовать своё рабочее место: всё закрепить, чтобы ничего не шаталось, работа не падала и т.п. Весь инструмент нужно содержать в порядке. Нужно придумывать и создавать удобные для себя условия работы, чтобы никакие мелочи не отвлекали от творческого процесса.
Правило 3
Необходимо сделать запас хороших кистей, холстов, мастихинов. По соотношению цена-качество из отечественный красок рекомендую питерский «Мастер-Класс», а из кистей «Roubloff». Синтетику я не использую совсем.
Из разбавителей я использую «тройник», но не известный бренд, а собственного изготовления: беру даммарный лак с пиненом в пропорции примерно 1:2 и каплю льняного масла. Если писать только одним маслом, краски «плывут». Некоторые художники пишут просто на скипидаре, так тоже можно, но я не люблю. При быстрой работе, особенно в подмалёвке, необходима быстрая заливка, заполнение холста краской. Лак с пиненом позволяет краске немного «схватиться», и вы можете сразу работать дальше, поверх почти сухого подмалёвка.
Правило 4
Важно знать, какие краски можно смешивать. Например, если краплак смешать с ультрамарином, чтобы получить фиолетовый цвет, то через некоторое время он станет серым. Поэтому я заменил краплак хинакридоном – фиолетовым или сиреневым.
При разбеле каждая краска меняется. Некоторые краски, например, умбра, ультрамарин – без белил прозрачные. А если их смешать с белилами, они станут кроющими, непрозрачными. Например, умбра натуральная дает красивый серый цвет. Причём, чтобы делать светлее, не обязательно использовать белила, можно высветлить другими цветами. Более того, нередко у начинающих художников при разбеле получается мучнистый цвет, потерявший интенсивность. Кстати, не используйте, пожалуйста, так называемые «неаполитанские» цвета. Это краски изначально лишенные силы цвета. Лучше взять полноценный натуральный цвет и сделать смесь.
Правило 5
В искусстве всё на тонкостях. Чтобы научиться, нужно много работать. Пишите больше небольших этюдов, привыкайте к материалу. Не бойтесь экспериментировать.
Правило 6
Сравнение – один из главных принципов. Найдите три-четыре главных тона и сравнивайте, что темнее, что светлее. И насколько! Для этого определите общий тон работы. Когда пишите, все время сравнивайте, когда пишите одно место, смотрите на всю работу в целом. Сравнивайте оттенки одного цвета. Например, насколько красный в одном месте отличается от красного в другом и в третьем месте. И так далее.
Правило 7
Работайте с натурой, даже если погода не позволяет выйти на улицу. Пишите в студии. Ни в коем случае не пишите по фотографиям. При любой возможности идите на пленэр, здесь пульс жизни ощущается значительно сильнее. Студии больше подходят для долгого изучения материала, для анализа и отработки техники.