Найти тему

Треугольник Карпмана в фильме Мачеха

Добрый день, друзья! Сегодня мне хотелось бы разобрать фильм Криса Коламбуса "Мачеха". В детстве родители кажутся нам всесильными. Вступая в подростковый возраст, мы бунтуем, гневаемся, обижаемся. Часто проносим эти обиды и во взрослый возраст - что родители нам чего-то недодали. Фильм помогает посмотреть на всё со стороны, понять что взрослые стараются как могут решать проблемы и преодолевать трудности, но не всегда всё получается. И они далеко не всесильны. Мы разберем фильм с точки зрения игры "треугольник Карпмана": Жертва - Преследователь - Спасатель. Как главные герои отыгрывают эти роли в треугольнике, кто в кого переключается и к чему приходят в итоге. Давайте начнем!

Постер к фильму Мачеха, фото с сайта kinopoisk.ru
Постер к фильму Мачеха, фото с сайта kinopoisk.ru

Итак, в начале фильма мы видим как Изабелл пытается собрать детей, а те не слушаются. Младший - Бен, прячется, шутит и смеется, не дает Изабелл себя одеть. А старшая Анна и вовсе напрямую грубит, указывает Изабелл как и что делать. Изабелл ведет себя как Жертва: она - взрослый человек, но оправдывается перед Анной, выглядит неуверенной и подавленной. Анна же в роли Преследователя отчитывает Изабелл как маленькую девочку.

Изабелл, Анна и Бен
Изабелл, Анна и Бен

В другой сцене Изабелл привозит детей в дом матери - здесь Преследователем выступает Джеки. Она сразу же с порога отчитывает Изабелл, что из-за нее Анна пропустит занятие по верховой езде.

Когда Джеки задерживается у врача и не успевает забрать детей из школы, мы видим как Изабелл переключается в Спасателя. Она приезжает в школу, но говорит детям что это не Джеки забыла, а на самом деле Изабелл забыла их забрать. Изабелл как бы пытается "спасти" Джеки - чтобы дети не думали про нее плохо и тем самым заслужить ее (Джеки) доверие и принятие. Но ничего подобного не происходит, Джеки как будто и не замечает Изабелл при их встрече.

Джеки (Сьюзан Сарандон) и Изабелл (Джулия Робертс)
Джеки (Сьюзан Сарандон) и Изабелл (Джулия Робертс)

Аналогично, Изабелл выступает спасателем по отношении к Люку - в ситуации когда Бена потеряли в парке. Джеки в роли Преследователя начинает обвинять Люка, тот оправдывается (Жертва), а Изабелл подключается в роль Спасателя:
"Не вымещай злость на нем, вымести на мне" - говорит она. Как буд-то взрослый мужчина не переживет гнева бывшей жены и не справится с этим.

Вообще Люк на протяжении всей истории отстраняется от происходящего и как буд-то совсем ни в чём не участвует ("моя хата с краю"). С одной стороны он понимает Джеки, проговаривает её чувства. Но с другой, во многом ей пособничает. Это та же роль Спасателя. Он оправдывает Джеки, оправдывает её поведение. Ищет её одобрения, старается делать так как нужно ей. Видимо, в их браке часто была эта игра. В конце фильма Джеки говорит что он - хороший отец и просит прощения у него за то что не давала ему заметить это.

Люк и Джеки
Люк и Джеки

Треугольник Карпмана - это не просто игра, это игра за власть. Жертва хочет властвовать над другими вызывая жалость и чувство вины. Преследователь - через контроль, обвинения и агрессию - "чтобы всё было по-моему". А спасатель - через угодничество и пособничество - "Раз я вам помог, теперь вы мне обязаны то-то и то-то". Так и в фильме взрослые соперничают, борются друг с другом за право быть главным и диктовать всем остальным свои условия. Но постепенно они понимают что борьба за власть - довольно разрушающая стратегия, которая затрагивает каждого.

Джеки начинает это понимать когда младший сын - Бен, говорит:

Мама, если ты хочешь, я буду ненавидеть Изабелл

Эта фраза заставляет ее задуматься: а что она делает и как это влияет на детей? Она старается воспитать детей достойными, нравственными людьми. А какое тут достоинство и честь если кого-то заставляют ненавидеть просто так? Что тут нравственного? Внезапная тяжелая болезнь Джеки заставляет её переосмыслить свое поведение и отношения с Изабелл.

Изабелл так же понемногу начинает учиться по-другому реагировать и не впадать в роль Жертвы. Когда у Анны случается конфликт с одноклассником, она сначала не хочет слушать никакие советы Изабелл и грубит ей, снова напоминая что Изабелл - не её мама и советы мачехи ей не нужны. На этот раз Изабелл не начинает оправдываться, а спокойно говорит:

Можно сидеть и плакать или послушать советы страшной мачехи

Анна выбирает второе.

Борьбу за власть мы видим и в разговоре Джеки и Изабелл в кафе. Когда они говорят о будущей свадьбе Анны:

Когда Анна станет невестой, мы вдвоем с ней в ее комнате. Я расправляю ее свадебную одежду, говорю ей что на свете нет ни одной женщины прекрасней. Я боюсь что она тогда подумает - "Жаль что нет моей мамы здесь", - говорит Изабелл
- А я боюсь что не подумает. Вообще да и нет нужды делать выбор. Она станет любить нас обеих. Она станет хорошим человеком благодаря мне и благодаря тебе. Я - их прошлое. Ты - это их будущее.", - отвечает Джеки

Постепенно они приходят к пониманию что выбор необязательно должен быть только в одну сторону. Они обе по-своему вносят свой вклад в воспитание Анны и Бена. И давать оценку бессмысленно. Джеки и Изабелл во многом разные и каждой есть чему поучится у другой: Джеки недостает простоты Изабелл, её легкости и спонтанности. А Изабелл недостает самодисциплины и организованности Джеки.

Но вернемся к ролям в треугольнике. Каждый участник игры "Жертва" - "Преследователь" - "Спасатель" отыгрывает все три роли. В какой-то роли он находится больше времени, в какой-то меньше. Но факт в том что каждый проходит все три. Например, Джеки мы видим по большей части Преследователем - по отношению к Изабелл, Люку, Анне. Но она так же переключается и в Жертву. Когда под Рождество Люк привозит ёлку в дом Джеки, он говорит: "Я решил тебе нужна елка". Человек в роли Жертвы обычно ни о чем прямо не просит. Все должны сами догадаться - что ему нужно и выполнить его потребности. Он может активно намекать, обижаться, всё что угодно только не просить напрямую.

В конце истории герои примиряются друг с другом. Им не нужно бороться между собой, они все в одной лодке. И если её раскачивать - она перевернётся.

Финальный кадр из фильма
Финальный кадр из фильма

Нам всем порой не хватает любви, заботы, тепла и участия близких. Но проигрывая роли Жертвы-Преследователя-Спасателя, мы ничуть не добиваемся желаемого, а наоборот - разрушаем то хорошее что есть в отношениях. Благодарю Криса Коламбуса и всех кто трудился над этим замечательным фильмом. Он о многом заставляет задуматься и сегодня мы поговорили только об одной из сторон.
А какие впечатления вызвал у вас фильм? Какие роли треугольника Карпамана вы еще увидели? Кто из персонажей вам больше всего понравился а кто меньше всего? Делитесь в комментариях, давайте порассуждаем!