Процессы переформатирования сознания граждан новообразованных государств – бывших союзных республик СССР не только включают в себя переписывание истории, продвижение либеральных «ценностей», ЛГБТ-пропаганду, но и представляют собой борьбу с теми общественными институтами, которые сохраняют истинные ценности в сознании населения этих стран. К подобным институтам в первую очередь принадлежит, безусловно, Русская православная церковь (РПЦ), возглавляемая Московским патриархатом.
При этом борьба с РПЦ в бывших союзных республиках велась и ведется не только в аспекте переформатирования сознания, но и в плане реального и острого противостояния с Российской Федерацией, свидетельством чего являются события на Украине, где раскол православной церкви стал прямым следствием русофобской и антироссийской политики руководства этой страны. Надо сказать, что в соседней Молдове многие события, в том числе связанные с Молдавской митрополией РПЦ, развиваются практически в том же ключе.
Есть, правда, одно отличие: для провоцируемого церковного раскола используется не вновь созданная церковь, как ПЦУ на Украине, а уже давно существующая Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, которая была основана в период оккупации Бессарабии Румынией в первой половине XX века. После Второй мировой войны противоречие между православными митрополиями, казалось, было урегулировано – патриархи Румынский Никодим и Московский Алексий I договорились о восстановлении над Кишиневской епархией юрисдикции РПЦ.
Однако в 1991 году, после провозглашения независимости Молдовы, в Кишиневе вновь заговорили о присоединении к Румынскому патриархату. Но тогда попытки раскола потерпели провал: в 1992 году на съезде молдавского духовенства было решено остаться в составе РПЦ. Правда, небольшая группа священников объявила о воссоздании Бессарабской митрополии в составе Румынского патриархата. Возглавил их епископ Бельцкий Петр (Пэдурару), который был запрещен РПЦ в служении, но потом без отпускной грамоты принят в Румынскую православную церковь (РумПЦ). Московская патриархия объявила, что действия румын не каноничны, но общения не прерывалось.
26 сентября 2001 года правительство Молдовы под руководством премьера Василия Тарлева утвердило изменения в Уставе Молдавской митрополии (которая относится к РПЦ), принятом 17 ноября 1993 года, через два года после провозглашения независимости. Согласно им «Православная церковь Молдовы является независимой церковью, правопреемницей Епископии Кишинева, Хотина и Митрополии Бессарабии». Таким образом, власти Молдовы на законодательном уровне признали правопреемницей митрополии Бессарабии периода румынской оккупации именно Молдавскую митрополию РПЦ.
Это признание имело и другие, достаточно весомые последствия. Так, 31 декабря 2002 года правительство приняло еще одно постановление, в соответствии с которым министерство культуры оформило документы на бесплатное использование культовых зданий Молдавской митрополией РПЦ. Документом предусматривалась передача в пользование приходам Молдавской митрополии клерикальных сооружений, внесенных в Реестр памятников республики, охраняемых государством и объявленных памятниками истории и культуры – всего 775 церквей.
В 2009 году к власти в Молдове пришли прозападные политические силы, и именно это ознаменовало начало атаки на РПЦ. Как раз тогда в местных СМИ начали появляться материалы, направленные против Молдавской митрополии. Одной из главных тем стали вопросы, в каких домах живут священники, на каких автомобилях ездят. Особое внимание в целях очернения уделялось высшим иерархам митрополии – митрополиту Владимиру и епископу Бельц Маркелу, которые являлись на тот момент наиболее авторитетными и активными противниками продвигаемого евроинтеграторами закона против дискриминации сексуальных меньшинств.
В то же время активизировались и представители Бессарабской митрополии РумПЦ. 17 февраля 2012 года ее представители подали в суд на министерство культуры и Молдавскую митрополию с требованием аннулировать соглашения 2002 и 2008 годов и передать церковные здания в пользование раскольникам. По сути, в Молдове разыгрывался сценарий, аналогичный украинскому.
В период президентства Игоря Додона (2016-2020) атаки на РПЦ поутихли в силу того, что он сам является сторонником православных ценностей и находится в хороших личных отношениях с патриархом Кириллом, с которыми неоднократно встречался.
Однако избрание на высший государственный пост Майи Санду, подкрепленное победой на парламентских выборах поддерживающей ее партии PAS, ознаменовало начало новой атаки на РПЦ в Молдове.
«Румынская православная церковь – действительно прямой конкурент РПЦ в Молдове. Для нее граница духовных интересов совпадает с границами Великой Румынии 1918 года. Сейчас Румынская православная церковь видит прямую возможность подчинить себе бессарабские приходы», – считает молдавский политический аналитик Александр Кориненко.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине 2023 года, когда стало известно о том, что румынское государство приняло решение о выделении Бессарабской метрополии РумПЦ денежных ассигнований в размере 2 миллионов евро ежегодно. Одновременно с этим Бессарабская митрополия отбросила все стеснения в сторону и предъявила права на культовые здания Молдовы, на храмы и собственность Молдавской митрополии. Этому содействует не всегда молчаливая поддержка правящей в Молдове партии, которая рассчитывает не только сократить уровень доверия Молдавской церкви и Московскому патриархату, но и обогатиться. Последние претензии митрополии Бессарабии (РумПЦ) касаются кафедрального собора в Бельцах, в котором служит епископ Бельцкий и Фэлештский Маркел, входящий в митрополию Молдовы (РПЦ).
Такое ощущение, что власть и лично М. Санду решили отомстить епископу за сильную и принципиальную позицию. «На мой взгляд, с сохранением текущих тенденций уже через несколько лет встанет вопрос о том, чтобы лишить Русскую православную церковь Кафедрального собора в Кишиневе и передать этот храм Бессарабской митрополии Румынской православной церкви», – прогнозирует А. Кориненко.
В декабре 2023 года произошел ряд переходов священников из Молдавской митрополии в Бессарабскую, что тут же стало преподноситься как конец влияния Московского патриархата в Молдове. Одновременно Бессарабская митрополия Румынской православной церкви выступила с заявлением, в котором православная церковь Молдовы названа «оккупационной структурой Московского патриархата». А про клириков и монахов заявляется, что они, мол, «чувствуют себя скованными российскими епархиями». При этом все духовенство призвали переходить в Румынскую православную церковь.
Между тем в самой румынской церкви коррупция процветает в крупных масштабах. Румынский портал Recorder опубликовал расследование, в котором показывает, как десятки миллионов евро, выделяемых ежегодно церквям из госбюджета, крадут крупные политики и высокопоставленные церковнослужители РумПЦ. Они же оказывают непосредственное влияние на политическую жизнь и принятие решений на верхушке.
На фоне происходящего глава Молдавской митрополии РПЦ митрополит Владимир призвал Бессарабскую митрополию к диалогу, так как не соблюдаются принципы религиозного перехода. Клирики, наказанные в РПЦ за серьезные проступки, были приняты в качестве служителей Бессарабской митрополии, не попросив канонического освобождения, а это является нарушением всех правил православного служения.
Вот как охарактеризовал происходящее в Молдове протоиерей Свято-Георгиевской церкви Виталий Шинкарь: «Причины понятны, ничего такого нового не происходит. Мы живем во времени, когда легализуются откровенная ненависть, те или иные формы нацизма и национализма, которые всегда имеют запрос в обществе, имеют своего потребителя. Наша власть с удовольствием легализует эти процессы, открывает эти адские ворота, хотят ситуацию, которая на Украине. Одни методички, одни кураторы, одни идеи, в которые они искренне верят. И мы однозначно получим такой же результат, без вопросов! А еще лучше к этому прибавить приднестровскую заварушечку...»
Очевидно, что процессы, провоцируемые в Молдове против РПЦ, являются частью той западной стратегии, которая направлена на повышение уровня конфронтации между Молдовой и Россией и имеет своей конечной целью повторение для Молдовы судьбы Украины, то есть инициирование вооруженного конфликта. И атака проевропейских властей на Молдавскую митрополию стоит в том же ряду, что и провокации Кишинева в отношении Приднестровья.
Илья КИСЕЛЁВ
Оригинал статьи размещен здесь