15 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения импрессионизма. Точкой отсчета стала первая выставка импрессионистов — она открылась в 1874 году в фотоателье Надара в Париже. Арт-критик Луи Леруа насмешливо назвал смелых художников импрессионистами, оттолкнувшись от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (L’impression. Le soleil levant). Леруа был возмущен эскизностью и незавершенностью работ: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!» Русские коллекционеры одними из первых поняли ценность шедевров импрессионистов. Так в России оказались картины, важные для истории нового стиля. В этом материале вспомним семь произведений из российских музеев, без которых невозможно представить историю импрессионизма.
Ощущение быстрого взгляда вместо продуманной композиции
Работу «Бульвар Капуцинок в Париже» Клод Моне демонстрировал на первой выставке импрессионистов. Вероятно, художник написал ее прямо с балкона студии фотографа Надара, расположенной на парижском бульваре Капуцинок. Такое название улица получила из-за стоявшего здесь еще до революции 1789 года женского католического монастыря капуцинок. Формулировка из советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов» — ошибочная: ведь речь там о том же бульваре, что на картине Моне.
Клода Моне не интересовали достопримечательности бульвара, прогуливающиеся люди и зрители на балконах. Важнее было передать солнечный свет, быстрое движение европейского города, ощущение взгляда, брошенного случайно на шумную улицу. Для этого Моне выбрал обрезанную композицию и нарушил перспективу. Критик Луи Леруа описал картину с непривычной композицией так: «Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно! Меня сейчас удар хватит!»
Настроение момента, а не увлекательная история
«Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро, как и «Бульвар Капуцинок» Моне, был представлен на первой выставке импрессионистов. Несмотря на то что на картине многолюдно, в ней нет сюжета. Это свойственно картинам импрессионистов. Они не стремились рассказывать истории, их больше увлекала возможность перенести на холст атмосферу случайного момента. Камиля Писсарро в парке Понтуаза интересовали не отношения между изображенными людьми, а то, как в солнечный день играет разными оттенками зеленого листва каштанов и какие тени отбрасывают деревья.
Впрочем, одну грустную историю зрители на этом полотне отыскать могут. Изображенная в центре картины девочка — дочка художника Жанна-Рашель. Она умерла за неделю до открытия первой выставки импрессионистов.
Вода и отраженный в ней свет
«Городок Вильнев-ла-Гаренн» — ранний пейзаж Альфреда Сислея. Эти окрестности Парижа он написал в 1872 году — за два года до первой выставки импрессионистов. Как раз в это время Клод Моне написал «Впечатление» и только начал собирать художников вокруг смелой идеи нового искусства. Поэтому в работе Сислея еще сохранилась связь с традиционной композицией.
Но Сислей уже чутко работает с солнечным светом и движением воды, которую особенно любили импрессионисты. Вода изменчивая и отражает свет — художники нового направления любили ловить эту подвижность. В Россию картина попала в конце 1890-х. Ее приобрел Петр Щукин, но брат коллекционера — Сергей — вскоре перекупил ранний шедевр импрессионизма. Все из-за живого солнечного света с берегов Сены.
Искусство фотографии как источник вдохновения
Огюст Ренуар на первой выставке импрессионистов был не только художником, который показал публике шесть своих полотен. Он вместе с братом Эдмоном организовал выставку и даже лично развешивал работы. «Портрет Жанны Самари» Ренуар создал через три года после дебюта импрессионистов, но к этому времени положение импрессионистов почти не изменилось: критики и высокая публика не принимали их работы, откровенно посмеиваясь над ними, заказов было мало. Поэтому, когда Ренуару предложили написать актрису Жанну Самари, звезду театра «Комеди Франсез», он сразу согласился.
В этом портрете Огюст Ренуар демонстрирует влияние на живописцев конца 19 века зарождающегося искусства фотографии. Картина похожа на снимок, выполненный крупным планом с открытой диафрагмой. На таких фото много света, как будто в комнате раскрыли все шторы на окнах. Так в нетипичный для импрессионистов жанр портрета Ренуар добавил близкую для новых художников тягу к солнечному свету.
«Многосерийная» живопись
Любимым жанром импрессионистов был пейзаж. Клод Моне одним из первых художников увлекся световоздушной средой на картинах и постоянно работал на пленэрах — на открытом воздухе. Чтобы отразить изменчивость мира, он писал серии, изображая один и тот же мотив несколько раз.
«Белые кувшинки» Моне создал в Живерни. Переселившись сюда, он много занимался садом, создавал ландшафт с искусственными прудами и перекинутыми через них мостиками. Художник постоянно писал виды своего рукотворного рая. Например, картин с кувшинками в его наследии — 48, а с японским мостиком — 20. От освещения и времени года менялся свет в пейзаже и его настроение, а Клод Моне ревностно переносил все нюансы на холст.
Портрет обновленной столицы
Импрессионисты писали не только утопающие в зелени сельские виды и маленькие городки. Часто они обращались к видам индустриального города, писали площади, бульвары, набережные. Их особенно интересовал центр Парижа, который изменялся на глазах у поколения импрессионистов.
В возрасте 66 лет Камиль Писсарро переехал в столицу. Его настигла болезнь глаз — теперь художнику было тяжело переносить яркий дневной свет, он перестал работать на пленэре. В Париже Писсарро начал писать виды из окон. Любимым местом его работы стал Гранд Отель де Рюсси. Здесь он создал серию из 13 произведений с видом на бульвар Монмартр. На картине из собрания Эрмитажа изображен Монмартр после дождя. Художник показывает, что даже осадки не замедлили ритм городской жизни.
Имитация случайного снимка
Эдгар Дега тоже демонстрировал свои картины на выставке 1874 года, но не все искусствоведы относят его работы к импрессионизму. К концу жизни Дега сам отверг термин «импрессионизм» и дистанцировался от творцов нового стиля. Он был равнодушен к пейзажу, часто писал при искусственном свете и использовал социальный подтекст сюжетов — все это несвойственно импрессионизму. Но Дега, как и импрессионисты, искал странные ракурсы и стремился поймать и запечатлеть быстро уходящие мгновения. Справиться с этой задачей ему помогал танец.
Дега любил писать сложные позы танцовщиц и проводил дни за кулисами театра. Когда художник почти потерял зрение из-за отслоения сетчатки, балерины сами приходили к нему в мастерскую. Как раз в это время он создал «Голубых танцовщиц». Композиция имитирует случайный фотоснимок. Но от художника для такого эффекта требовались почти математические вычисления и точное изображение фигур. Девушки движутся в грациозном танце. А может быть, перед нами и вовсе несколько танцевальных па одной героини.
В собраниях Эрмитажа и Пушкинского музея, партнером которых является ВТБ, еще много произведений выдающихся импрессионистов. Большинство из них появились в России благодаря коллекционерам Морозовым и Щукиным. Ранее Банк выступил спонсором большого и успешного проекта «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» — чтобы вспомнить его, предлагаем посмотреть подготовленную к выставке лекцию «От Моне до Ван Гога: импрессионисты и постимпрессионисты в коллекциях Морозовых». А осенью 2024 года при поддержке ВТБ в Пушкинском музее откроется выставка «Неизвестный Щукин», которая расскажет, что кроме произведений нового европейского искусства собирал Сергей Щукин.