Найти в Дзене
Topseller

Чистая прибыль в жизни селлера: как считать и управлять ею

В своей жизни селлер не может избежать экономических показателей. Оборот, маржинальность, выручка, прибыль – их много, но последний, пожалуй, самый главный для любого предпринимателя. Когда говорят о прибыли, чаще всего подразумевают именно чистую прибыль.

Разберемся, как и зачем селлеру считать чистую прибыль.

Считаем чистую прибыль (а еще выручку и доход)

Нельзя просто так взять и посчитать чистую прибыль. Сначала нужно разобраться с выручкой и доходом.

Выручка - это общая сумма денег, полученных от продажи товаров или услуг. Например, кафе заработало 100 000 рублей за неделю, продавая кофе и выпечку. Это составит выручку собственников.

Доход составляет выручку вместе с внереализационными поступлениями. Это выручка от неосновной деятельности компании или ИП. К ней могут относиться, например, штрафы. В этом году Wildberries, согласно бухгалтерскому отчету, получил почти 15 миллиардов рублей благодаря штрафам. Эта сумма будет частью дохода, но не выручки.

Доход может равняться выручке в случае, если у компании не было дополнительных поступлений, не связанных с основной деятельностью.

И вот, мы дошли до прибыли. Это разница между доходами и расходами. По факту, прибыль всегда меньше доходов и выручки. Случается, что прибыль и вовсе уходит в минус – компания может потратить больше, чем заработать. Для расчета прибыли мы считаем за выручку сумму, которую клиенты должны заплатить (даже если они этого еще не сделали). С расходами то же самое: они учитывают по мере возникновения, а не оплаты.

Чтобы посчитать чистую прибыль, необходимо учесть все доходы и расходы, включая налоги и кредиты. Только так можно понять, сколько заработал предприниматель или компания. Чистая прибыль – показатель успешности бизнеса.

Инструкция для селлера

-2
-3

Продавцу на маркетплейсах особенно важна чистая прибыль, поскольку расходов уж очень много и они совершенно разные: комиссия, доставка и хранение товаров и другое.

Сначала определяем постоянные и переменные расходы. Их объем зависит от категории товаров.

Постоянные расходы не меняются от месяца к месяцу: их количество и размер не увеличиваются и не уменьшаются. Постоянные издержки селлера:

  • перевозка товаров
  • хранение на складе (собственном или маркетплейса),
  • доставка до покупателя,
  • плата по кредитам,
  • налоги,
  • заработная плата сотрудников и тд.

Переменные расходы – прямые затраты селлера. В частности, к ним относится оптовая закупка товаров или реклама. Переменные издержки меняются, их следует высчитывать каждый раз заново.

Когда вы определились с постоянными и переменными издержками, сложите их. Полученную сумму нужно вычесть из доходов. Так вы получите чистую прибыль.

Кредиты и инвестиции

Коэффициенты рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости вычисляются с использованием чистой прибыли. Также аналитики рассчитывают чистую прибыль на одну акцию, чтобы определить платежеспособность компании и её финансовое состояние. Зачастую это необходимо для кредитных организаций.

Для начинающих инвесторов важно понимать, что фактические денежные средства компании могут не совпадать с указанной в отчёте чистой прибылью. Отрицательные значения чистой прибыли сигнализируют о проблемах, особенно если они увеличиваются. При принятии решения об инвестировании необходимо анализировать всю финансовую отчётность комплексно, учитывая все показатели.

Что дает знание чистой прибыли?

Показатель чистой прибыли нужно отслеживать в динамике. То есть смотреть, как он меняется с течением времени, изменением внешних условий, сезонности и других факторов. Это позволяет объективно оценить сильные и слабые стороны бизнеса.

Например, селлер считает выручку от продажи товаров – сумма получается внушительная. Но прибыль получается в разы меньше. Причины могут быть разные: плохо выстроенная логистика, неразумный выбор поставщика… При подсчете чистой прибыли эти детали как раз и всплывают наружу. Также необходимо сравнивать свою прибыль с показателями конкурентов.

Знание прибыли дает возможность управлять ею. Способы увеличить чистую прибыль:

  • Снижение стоимости закупки
  • Оптимизация транспортной логистики
  • Пересмотр переменных и условно постоянных издержек
  • Рефинансирование на более выгодных условиях

Смотри последние новости eCom и полезные материалы о маркетплейсах в нашем профиле. Подписывайся, чтобы не пропустить

#прибыль #продажи #маркетплейсы