Подборка нехудожественной литературы об Италии.
Павел Муратов. Образы Италии.
Книга "Образы Италии" русского искусствоведа, исследователя, критика Павла Муратова впервые была издана в Берлине в 1912. "Образы Италии" - это своеобразный путеводитель по регионам и уголкам Италии образца начала ХХ века. Две мировых войны внесли свои коррективы в географический ландшафт страны, однако романтический флёр пропитанной солнцем страны остаётся прежним на протяжении многих сотен лет, невзирая ни на что.
"Ценой неизбежный ломок и перемен нынешняя Италия приобретает своё право жить настоящим. Ощущение её вечной жизненной стихии - вот то, что составляет истинный смысл итальянского путешествия. Венеция и Рим - не музеи и не театральные декорации, не кладбища эпох и не архивы человечества. латинская столица ждёт новых вселенских предназначений; лагунный город не перестаёт отправлять корабли всюду, где однажды поднял в знак владычества лапу мраморный лев Сан-Марко."
Аркадий Ипполитов. Особенно Ломбардия. Только Венеция. Просто Рим.
Итальянские зарисовки современного историка, искусствоведа и писателя, научного сотрудника Эрмитажа Аркадия Ипполитова. Залитые солнечным светом пьяццы, древние стены итальянских городов, старинные фрески католических церквей, античные уличные статуи - все эти частички итальянской культуры сплетаются в единый гобелен на страницах книг. Читаются эти "итальянские дневники" с удовольствием и практически с любого места.
"Европа вышла из греческого мифа. По рождению она была фригийская, то есть азиатская, принцесса, и с быка сошла прямо на остров Крит. Европа - плод греческой фантазии. Греки смутно представляли себе её очертания, так что Геродот писал: "Что до Европы, то никто из людей не знает, омывается ли она морем, откуда её имя и кто её так назвал". Реальная Европа - порождение Рима, его цивилизации. Европа оформилась как провинция римской империи."
Патрик Барбье. Венеция Вивальди. Празднества в Неаполе.
Книги французского музыковеда Патрика Барбье представляют собой экскурс в историю оперного театра и итальянской музыкальной культуры. На страницах этих книг представлено исследование закулисной и сценической музыкальной жизни Италии эпохи барокко, секреты первых оперных театров и особенности её обитателей. Обе книги читаются на одном дыхании.
"Как всегда в Венеции, карнавал отнюдь не был развлечением, предназначенным исключительно для простого народа, чтобы тот на время позабыл о своей нищете, - нет, это и в самом деле была общая радость, объединяющая все социальные группы, и несколько раз в эти месяцы дож нарочно являлся на публике, тем лишний раз подтверждая, что вся Республика выражает себя в этом разгуле венецианского духа. Разумеется, правительство не только получало от карнавала прибыл, но и повсюду продолжало рассылать своих шпионов, дабы воспрепятствовать какому бы то ни было мятежу или беспорядку: хотя было ясно, что при стольких увеселениях и в ожидании новых удовольствий горожане наверняка - причём по собственной воле - утратят интерес к бунтам и политическим интригам, всё же это, пусть и вправду всеобщее, наслаждение всегда оставалось наслаждением поднадзорным. Что до простых смертных, или заезжих иностранцев, ничто в их глазах не могло сравниться со взрывом радости, когда каждый был актёром в общем сказочном спектакле."