Наводнение в населённых пунктах, - следствие неспособности власти оправдать ожидания народа. Разрешение властей на застройку пойменных земель, давало застройщикам надежду на безопасность их использования. На самом деле, застройка в местах естественного разлива, заведомо несла в себе такие риски. Теперь эти затраты застройщиков будут отчасти возмещены властью, опять таки, за счёт народных средств.
А вот те меры, которые были предприняты властью для предотвращения затопления мест разрешённой застройки, создали ещё более масштабные потери, так как ограничение разливов, представляет собой процесс осушения регионов, по которым протекают эти реки. Весенние воды, разливаясь, пополняют запасы подземных вод и создают необходимую для жизни растительности и человека влажность почвы, обеспечивают определённый микроклимат. При ограничении разливов, пресные воды весеннего половодья уходят в Океан, а в случае реки Урал, в солёное Каспийское море. И это не только количественные потери пресной воды, но, прежде всего, осушение региона, которое ведёт к его опустыниванию и стойким негативным изменениям климата. То есть опустынивание и связанные с ним будущие материальные потери, это второй, и более значительный уровень ущерба благополучию народа, созданный действиями власти. Уточню коротко – опустынивание, это, прежде всего, угроза голода. Мне могут возразить, в том плане, что, а как же, использовать пойменные земли? Так вот, заливные луга, при желании, могут дать столь дешёвое, и столь благоприятное для здоровья коров сено, что его производство, станет выгоднее добычи нефти. Так что, при желании можно всё решить по уму.
Главной причиной нарастающего кома проблем, с далекоидущими последствиями, являются, на мой взгляд, не чёткие обязанности власти. Например, согласно Закону об охране окружающей среды, деятельность власти в этой сфере, должна осуществляться на основе принципа – «соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду». Но, для того, чтобы деятельность власти обеспечила потребности нации, принцип должен быть другим: «власть Обязана обеспечить право человека на благоприятную окружающую среду». И этого достаточно, чтобы народ жил в благополучии: больше ничего писать не нужно.
Так же и в любой другой сфере, власть должна иметь не полномочия, а совершенно чёткие обязанности. «Силовые» органы обязаны Обеспечить право человека на неприкосновенность личности, имущества, любых видов собственности, а не обеспечивать раскрываемость. Органы здравоохранения обязаны Обеспечить право человека быть здоровым, а не обеспечивать оказание медицинских услуг. Единственное право власти - обеспечение прав человека. Иных прав, с моральной точки зрения, у власти нет.
Искусственное осушение земель ведётся десятилетиями, ещё с советских времён. Для недопущения разливов, то есть для того, чтобы пресная вода не осталась на суше, а ушла в океан, строят дамбы, спрямляют реки, взрывают лёд. В целом высыхание континентов идёт и по другим природным причинам. И главным признаком их высыхания является обмеление рек, заметное в сравнении с их полноводностью и судоходностью ещё сто лет назад. Другим признаком высыхания, является более глубокое просыхание почвы во второй половине лета. Если ещё в прошлом веке мерой засушливости лета считалось просыхание почвы на глубину 5, 10 и более сантиметров, то теперь, в южных регионах, глубина просыхания составляет уже метр и более. И то, что раньше казалось незыблемым: что «мать сыра земля», всегда будет сырой, что она будет сырой даже в засушливый год, так как она увлажняется до самых верхних слоёв за счёт капиллярного увлажнения грунтовыми водами, теперь показало ошибочность тех представлений.
Высыхание почвы создало и повышенную возможность возгорания лесов и степей, усилило интенсивность горения этих растительных сообществ. Леса никогда не загорались так легко, и не горели так интенсивно, как теперь. Если бы леса и степи загорались так легко, ещё и сто лет назад, когда густые леса росли от Бреста до Камчатки, при случайном воспламенении, огонь бы никто не смог погасить, пока бы он не дошёл до Тихого океана. И это была бы мировая катастрофа, но такой катастрофы никогда не было. Всё изменилось теперь, когда континент стал более сухим, и только отсутствие настоящих густых лесов предотвращает пожар мирового масштаба.
У меня есть личный опыт сравнения интенсивности горения и способности к возгоранию растительных сообществ раньше и теперь. В моём детстве, в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века, мы с друзьями, каждую осень, когда трава уже была сухой, жгли большие костры в степи, ничем их не ограждали, но степь не загоралась, видели это и взрослые, и не запрещали нам. Та же степь, в начале двухтысячных загорелась от случайного окурка, и горела так, что огонь перепрыгивал через дороги шириной в 6 метров, сгорела степь, сгорело несколько улиц в нескольких посёлках. Это ещё один признак того, что континент стал более сухим.
Мне могут сказать, - как же он стал сухим, если теперь такие наводнения? Так вот эти наводнения, как раз и являются одним из главных признаков высыхания: теперь строят там, где никогда раньше не строили, где разливы были ежегодными, где была болотистая местность. На многих таких коттеджных участках нельзя вырыть туалет с выгребной ямой, или вырыть колодец, или погреб, поскольку там, до грунтовых вод меньше метра. Но представьте себе масштаб проблемы – ведь такие коттеджные и дачные застройки осуществлены по всей стране, фактически, на бывших болотах, и теперь там сухо!
Кстати, уточню по потеплению климата, о котором так много говорят. Солнечные лучи, практически не нагревают атмосферный воздух. Воздух нагревается от поверхности планеты, и если земля голая и сухая, то она нагревается до гораздо более высоких температур – на десятки градусов выше. А уже от этой сухой горячей поверхности сильнее нагревается и воздух: главная причина потепления – глобальное высыхание суши.
Понятно, что в ситуации высыхания земель от разных факторов, следовало сделать, хотя бы то, что возможно, хотя бы, прекратить искусственное осушение земель, ограничение разливов. Но такие выводы до сих пор не сделаны. Продолжается ограничение разливов, а для осушения бассейна реки Урал теперь уже планируют, по сообщениям СМИ, установить дамбу высотой десять метров вместо шести. И это не одно такое ошибочное, в масштабах всего государства, действие. Например, создаются законы, которые прямо направлены на нарушение сложившейся природной среды, в частности, на сокращение видового многообразия. Это законы, требующие уничтожения на полях, на дачных участках отдельных видов трав, считающихся сорными.
Мы можем и не знать, какой вред принесёт уничтожение того или иного вида организмов, но точно знаем, что необходимо всеми силами оберегать видовое разнообразие, а уж тем более не уничтожать намеренно генофонд отдельных видов растений. В случае с «сорными» травами, опасность их уничтожения вполне предсказуема. Эти травы, боятся конкуренции со стороны других трав, особенно злаковых, и поэтому растут, преимущественно на тех участках, где травяной покров повреждён – в частности, на полях и огородах, где землю постоянно пашут и рыхлят. И вот эта их особенность, - быстро восстанавливать травяной покров там, где он нарушен, и является их ценным свойством в поддержании существующего в наших широтах природного равновесия. Особенно важно это их специфическое качество сегодня, когда происходит интенсивное опустынивание земель, когда требуется восстановление растительного покрова на многих участках земли, облысевших по разным причинам. А генофонд этих трав, сохраняется, как раз на участках, где естественный травяной покров нарушен – на полях и огородах, пустырях и площадках промышленной застройки.
Это теоретическая, академическая оценка сущности этой проблемы. Практически же, законодательство, требующее от собственников уничтожения отдельных видов трав, вовсе не решает никаких проблем. Учитывая то обстоятельство, что непосредственно заселённые человеком земли, почти на 100 % состоят из сельхозугодий, приусадебных и дачных участков, дорог, пустырей в селениях, с регулярно тревожимой почвой, площадок промышленной застройки, - вся эта земля является потенциальным, питомником таких трав. Но уничтожать предписано только на приусадебных, дачных участках, и полях агропредприятий. Соответственно, эти травы, в большинстве размножающиеся через разлетающиеся пушинки семянок, легко будут засевать и те земли, где с ними ведут борьбу. Если же вести борьбу глобального характера, и ставить целью полное уничтожение десятков видов трав, то такие цели недопустимы с точки зрения нарушение биосферного равновесия. То есть, практической пользы от этого закона нет, но, конфликтное настроение между народом и властью он создаёт.
Борьба с «сорными» травами подобна борьбе великого кормчего с воробьями – ничего кроме самого серьёзного вреда окружающей среде, а в конечном итоге человеку, она не принесёт. Но нормальное обсуждение таких серьёзных проблем, из-за ограничений свободы слова, сегодня затруднено. Возможно, этим ограничением власть закручивает гайки, для создания стабильности в стране? Но, в таком случае, эти действия, напоминают мне одну поучительную историю, которая произошла на одной из первых подводных лодок. То ли матрос, то ли инженер, точно уж не помню, увидел, что болты какой-то крышки плохо затянуты, и решил их подтянуть, поскольку вода сочилась. Начал крутить – вода пошла сильнее. Испугавшись, он стал крутить ещё быстрее, - как и сейчас власть старается закрутить гайки, но вода потекла ещё сильнее, поскольку болт-то был с левой резьбой, и вместо того, чтобы закручивать болты, ремонтёр, на самом деле, откручивал их, а подсказать ему было некому. Так и затонула лодка, и погиб этот неудачник, и погибла вся команда.
Критика власти, прежде всего, нужна самой власти. Но народ, не всегда хочет власть критиковать. Подчиняться мнению вожака и противиться свободе слова, это, как раз, свойство нации. Нация, особенно в трудные минуты, стремится к единству, и не терпит многообразия мнений. Эта особенность помогает любой нации, любой большой семье, пусть это даже семья животных выжить в любых условиях, поскольку все идут за вожаком, а вожак не приведёт в плохое место. Так было миллионы лет, но появление человека, сделало этот способ выживания для животных не столь однозначно позитивным. Человек научился пускать впереди вожака местного проводника, который, например, заводит отару овец на мясокомбинат. Что касается человеческого общества, то теперь нации, владеющие финансовыми ресурсами, ведут пропаганду в подлежащей нации, и ведут её - нацию, куда хотят вместе с правительством, при отсутствии альтернативных мнений в обществе. А вот альтернативные мнения, как раз сейчас и ограничены.
Возьмём, например, пункт 2 статьи 29, Конституции РФ: - «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду…». Казалось бы, на первый взгляд, - это необходимое и важное требование. На деле, социальное неприятие могут вызвать, передовые мысли выдающихся социальных деятелей, которые знают больше других, видят перспективу общественного развития, и мнение которых непонятно большинству современных обывателей. В результате, их мнение не увидит свет, а общество будет развиваться методом проб и ошибок, с неизбежным разбиванием лба.
Так что, крутить нужно, не спеша, и внимательно разбираться, в ту ли сторону крутим. Народ не нуждается в мелочной опеке властей, а власть нуждается в строгом контроле со стороны народа, поскольку власть – это наёмный управленец, которому народ выделил деньги на проведение работ.