Деревенское мне близко, как и многим из вас, потому что детство мы зачастую проводили в деревнях у наших бабушек и дедушек. Не понаслышке знаем, как выглядит корова и видели как ее доят.
Когда мы приезжали из серого Питера в деревню, жизнь кардинально менялась. Ну, понятно, каникулы. Так и папа с мамой в отпуске были по очереди. Мы шастали по грибы в ближайшую посадку. Красноголовыми прикрывали листочками, чтобы сторонние грибники не сорвали пока они подрастают. На сенокос ходили большой толпой. Почти праздник. Нас не брали, что мы там на поле забыли? Зато весело было, когда привозили сено.
Складывали его перед оградой со стороны сеновала в большой стог. Пусть сохнет. И мы, ребятня, когда подходил момент закидывать высохшую траву на сеновал отрывались по полной. Сеновал был длинный и мы, забравшись по лесенке туда, развлекались прыжками на стог. В общем-то это было опасно. А ну-ка, до стога не допрыгнуть или скатиться со стога неудачно. Но что нас остановило бы? Разбегались по сеновалу и прыгали. Съезжали по сену вниз и снова взбирались по узкой лестнице. Бабушка ругалась. Растаскивали мы такими прыжками сено.
Все это: и коровы, и баня, и поляны с травой по пояс и речка Бабка, к которой нужно было спускаться по крутой тропинке с высокого берега - есть в картинах Аркадия Пластова.
Его картины дают толчок воспоминаниям. Воспоминаниями "когда деревья были большими". В них есть определенная романтика и приукрашивание, как и у воспоминаний. Наша память вырывает событие, делает его выпуклым, застилая туманом окружающую обстановку. Кто из нас будет вспоминать немудрящую мебель, старый щелястый коровник? Если меня будут спрашивать, вспомню. Вспомню старые, покрытые пылью бревна избы, чердак и древнюю давно поломанную прялку. Вещи, предметы, покопавшись в которых можно было найти массу всего интересного, лежавшего годами. Бабушка среди таких залежей прятала от деда спиртное. Любил выпить.
Вместе с тем, в работах Пластова чувствуется школа. Не зря закончил тогда еще Императорскую Строгановку. Романтика же рисует образ скакуна в картине "Маша-конюх" и девушку на сломанных санях.
В деревне
Эта же романтика незаметно звучит и в картине "В деревне". Выпавшие из корзины овощи почти готовый натюрморт. Я не деревенский житель, с трудом представляю корзину с овощами в коровнике. Да и зачем она там?
Приукрашены и доярка с мальчиком. Впрочем, мне это нравится. Помимо романтики явно звучит в картине уважение и любовь к сельскому быту и жизни.
Но и избыточность присутствует. Те же овощи смотрятся лишними, мешают и лишают картину смыслового центра. Спорят с фигурами женщины с мальчиком. Дает дополнительную нагрузку смыслом и теленок. Что здесь центр картины? Мальчик с кружкой? Теленок? Корова, которая жует втихаря овощи, пока хозяйка не видит?
Овощи самое яркое пятно в картине. Они спорят с остальным сюжетом и уводят взгляд в угол. Закройте их и сразу уходит так мешающая рябь. Картина становится ясней, выдержанней по смыслу.
Полдень
Полна романтики и любви. Есть история, которая остается за кадром. Художник застал утоляющую жажду парочку. Кто они друг другу мы не можем сказать. Остается только фантазировать.
Весна
Я все же городской житель, мне сложно представить, что женщина выйдет голой зимой одевать ребенка. Аркадий Пластов жил в деревне и вероятно лучше знал, как выглядит баня по черному и где одеваются. Мы в деревне одевались в бане. Присмотревшись, можно озадачиться отсутствием крыши, да и дым с копотью навевают мысль не о бане, а пожаре.
Ну да ладно, это я придираюсь.
Вообще, название символично. И, думаю, вероятней всего художник думал не о том, как в реальности выглядит мытье в бане. А о Весне. Женщине как символе Весны. Она ведь не боится мороза. Она само тепло. Весна согревает и снег отступает, тает. Природа возрождается, голые ветки покрываются бусинками почек. Женщина, укутывающая ребенка, прекрасна. Именно так выглядит настоящая Весна.
Купание коней
Написана для выставки "20 лет РККА". Снова символичная работа. Для меня она перекликается с картинами "Купание красного коня" Петрова-Водкина и "Купание лошади" Валентина Серова. Я бы сказала, что картина Аркадия Пластова - реплика. Композиционно практически один в один с картиной Козьмы Петрова-Водкина. Даже конь белый вдалеке есть.
Так же как предыдущая картина символ женского, так и эти картины символ мужского. Мужской силы. Вода, конь, мужчина завязываются в нечто изначальное. Где взаимоотношения коня, водного простора и мужчины воспринимаются как жизненный путь и умение сохранить управление жизнью. О заботе и бережном отношении к тому, что делаешь и что имеешь. Об умении брать и отдавать. Управлять и подчиняться.
Любопытно, что у Аркадия Пластовая в этом произведении нет по сути главного героя. Главным героем показана группа людей. Надо сказать, что художник на равных показывает и окружающую природу и самого человека. Он не делает акцент. В его картинах не гимн чему-то одному: природе, человеку, животному. Нет. Человек вписан в окружающую среду, он живет в ней. Он не борется, не воюет с природой. Не завоевывает ее. Но он и не живет, подчиняясь ей. Он самодостаточен.
Задачу перегруженности персонажами художник решает смещением группы купающих коней мужчин в правый угол. Он выглядит тяжеловесным. Балансирует картину стоящий на коне мужчина. Чуть не хватает воздуха, пространства. Хочется пространство картины немного раздвинуть. В то время как Петров-Водкин выделяет из группы купальщиков главного героя. Кстати, присмотритесь. Герой Петрова-Водкина на красном коне и стоящий на коне молодой мужчина даже похожи.
Сенокос
В памяти моей остался запах сена. Приятный. От которого клонит в сон. Мы любили спать на сеновале. Где-то вдалеке шуршит сеном кошка. Охотится. Ни жужжания комаров, ни мух. Тишина. Проваливаешься в сон сразу, как голова касается подушки.
Косить непросто. Надо так держать косу, чтобы в землю острием не тыкалась и ровненько так вдоль земли срезала траву. Да еще встать рано, чтобы роса еще не высохла, так легче коса идет по траве.
Понаблюдайте за цветовой гаммой картин. За исключением первой, и то, если убрать навязчивую зелень, то для нее утверждение тоже будет верным, художник в картинной плоскости организовывает единое цветовое пространство.
"Сенокос", например, в целом золотисто-зеленоватый. Художник мастерски использует весь тоновый и оттеночный спектр одного цвета. От этого каждая его картина смотрится единым гармоничным пространством.