Найти в Дзене

День в истории. Апрельские тезисы Ильича

Обложка журнала «Стрелы». Рисунок Крейона. «Утрамбовка пути свободы. — Очередь за Лениным». Такова была реакция умеренно-социалистической прессы на «Апрельские тезисы» Ленина

4 (17) апреля 1917 года прибывший накануне в Россию лидер партии большевиков Владимир Ильич Ульянов-Ленин произнёс свои знаменитые «Апрельские тезисы». Вначале этого выступления не понял никто, даже из большевиков. Затем мало-помалу вокруг Владимира Ильича стали заново собираться сторонники. Хотя в сущности что такое необычайное он сказал?
Ведь он ещё в 1905 году писал: «Всякие оппортунисты, любят говорить нам: учитесь у жизни. К сожалению, они понимают под жизнью только болото мирных периодов, времён застоя, когда жизнь едва-едва движется вперёд. Они отстают всегда, эти слепые люди, от уроков революционной жизни. Их мёртвые доктрины оказываются всегда позади бурного потока революции...»
Вот он и предложил «учиться у жизни», но только у революционной жизни, которая началась в России с Февраля 1917 года, и которая бурным потоком рвалась вперёд, но не только либералы, но и социалисты пытались её остановить и заслонить ей течение, ставя поперёк ему какие-то жалкие щепочки и плотинки. А Ильич предложил, наоборот, открыть ему все дороги...

-2

Выступление В. И. Ленина с Апрельскими тезисами с трибуны Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 4 (17) апреля 1917 года. По позам слушателей, которые подпёрли головы руками, видно, что речь Ленина многих озадачила

-3

Пётр Васильев (1899—1975). Рабочие читают Апрельские тезисы В.И. Ленина. Апрель 1917 года. 1947

-4

Борис Николаевич Петров. С.М. Киров разъясняет Апрельские тезисы В.И. Ленина. 1954

Из высказываний об Апрельских тезисах:
Противник большевиков философ Фёдор Степун: «Даже и ближайшим его товарищам по партии его первые петроградские речи показались полною идеологической бессмыслицей, не имеющей ничего общего с марксизмом. Но Ленин знал что делал: его «глупые» речи были вовсе не глупы, так как они были не речами, а парусами для уловления безумных вихрей революции».
Меньшевик Николай Суханов: «Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных. Я утверждаю, что никто не ожидал ничего подобного».
Большевик Вячеслав Молотов: «Я никогда не был против Ленина, но ни я, никто из тех, кто был всегда с Лениным, сразу толком его не поняли. Все большевики говорили о демократической революции, а тут — социалистическая!».
Лев Троцкий: «Если бы пломбированный вагон не проехал в марте 1917 года через Германию, если бы Ленин с группой товарищей и, главное, со своим деянием и авторитетом не прибыл в начале апреля в Петроград, то Октябрьской революции — не вообще, как у нас любят калякать, а той революции, которая произошла 25 октября старого стиля — не было бы на свете».

-5

П.В. Васильев. Выступление В.И. Ленина с Апрельскими тезисами на собрании большевиков и меньшевиков — делегатов Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов. 4 апреля 1917 года. 1947

-6

П.Д. Бучкин. Выступление В.И.Ленина на 7 (Апрельской) конференции РСДРП(б). 1917 год

Участник революции Василий Васильев (1897—1981) вспоминал об оглашении «Апрельских тезисов»:
«По словам плехановской газеты «Единство», Ленин «произнес большую речь, произведшую несомненную сенсацию». Я бы назвал это не сенсацией, а взрывом бомбы. Доклад Ленина звучал таким диссонансом умильным речам меньшевистских ораторов, что многие присутствовавшие повскакивали со своих мест. Гнев, возмущение, сарказм, насмешки, свистки, злобные выкрики... С полной откровенностью Владимир Ильич в самом начале речи сказал, что из-за отсутствия времени, необходимых материалов и, главное, свежих наблюдений («всего один рабочий попался мне в поезде») его рассуждения-тезисы будут несколько теоретичными, но, как он полагает, в общем и целом правильными, соответствующими всей политической обстановке в стране и задачам революции. Какие ядовито-иронические улыбки, саркастические насмешки вызвало это заявление, особенно слова «всего один рабочий» у Чхеидзе, Церетели, Дана. Всем своим обликом, выразительными жестами, в которых сквозили и этакое снисхождение к оратору, и негодование, господа соглашатели подчеркивали, насколько ленинское признание несерьёзно, даже смехотворно в их глазах. Вот сидят они, «вожди» русской демократии, отвоевывающие в переговорах уступку за уступкой у Временного правительства. Что ни день — митинги. Что ни день — речи. Им хлопают солдаты, аплодируют интеллигенты. Их восторженно встречают массы. Им ли не знать, чего хочет народ, что нужно народу. А тут вдруг приезжает эмигрант, годами оторванный от родины, открыто признающий: все его наблюдения в послефевральской России сводятся к разговору с одним рабочим. И он ломает, словно карточный домик, разрушает всё то, что они с таким трудом вынашивали, создавали...
Я наслушался, повторяю, немало речей после Февраля. Наслушался по-своему первоклассных ораторов, знающих, как, чем «зацепить» любую аудиторию. Один «брал» отлично поставленным голосом, другой — артистическими жестами, третий — неожиданными переходами от серьёзного, порой трагического к шутке, анекдоту. А Ленин? Жесты скупые, ничего от позы, ничего бьющего на эффект. Заметная картавость делает речь его почти «домашней», но в то же время она обладает такой силой убеждения, что не слушать её нельзя. Главное впечатление — цельность, удивительная слитность слов, жестов. Слова весомо, зримо падают в зал, то притихший, то бурлящий, готовый взорваться».

Актуальны ли сейчас Апрельские тезисы? Конечно, да. Как и 110 лет назад, в 1914 году, мир меняется. Катастрофически меняется, ровно как и в те времена. И задача марксистов сегодня, как и тогда — не жить «мёртвыми доктринами», а учиться у жизни. Будущее не надо изобретать, потому что никому и даром не нужно такое будущее, умозрительно изобретённое в чьих-то якобы мудрых головах. Его надо видеть, уметь разглядеть его в настоящем, где его частицы смешаны с прошлым, причём в полном беспорядке и в ужасающей пропорции в пользу прошлого. Но надо находить в этом хаосе ростки будущего, хотя это совсем непросто, даже порой адски трудно...
Ну, а если нам это не удастся, то будущее мы получим не по Ленину, совсем не по Ленину, а по Розе Люксембург, сказавшей: «социализм или варварство». Или даже, скорее, по Ивану Ефремову, который написал на полвека позже Розы: «Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете».