Обложка журнала «Стрелы». Рисунок Крейона. «Утрамбовка пути свободы. — Очередь за Лениным». Такова была реакция умеренно-социалистической прессы на «Апрельские тезисы» Ленина
4 (17) апреля 1917 года прибывший накануне в Россию лидер партии большевиков Владимир Ильич Ульянов-Ленин произнёс свои знаменитые «Апрельские тезисы». Вначале этого выступления не понял никто, даже из большевиков. Затем мало-помалу вокруг Владимира Ильича стали заново собираться сторонники. Хотя в сущности что такое необычайное он сказал?
Ведь он ещё в 1905 году писал: «Всякие оппортунисты, любят говорить нам: учитесь у жизни. К сожалению, они понимают под жизнью только болото мирных периодов, времён застоя, когда жизнь едва-едва движется вперёд. Они отстают всегда, эти слепые люди, от уроков революционной жизни. Их мёртвые доктрины оказываются всегда позади бурного потока революции...»
Вот он и предложил «учиться у жизни», но только у революционной жизни, которая началась в России с Февраля 1917 года, и которая бурным потоком рвалась вперёд, но не только либералы, но и социалисты пытались её остановить и заслонить ей течение, ставя поперёк ему какие-то жалкие щепочки и плотинки. А Ильич предложил, наоборот, открыть ему все дороги...
Выступление В. И. Ленина с Апрельскими тезисами с трибуны Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 4 (17) апреля 1917 года. По позам слушателей, которые подпёрли головы руками, видно, что речь Ленина многих озадачила
Пётр Васильев (1899—1975). Рабочие читают Апрельские тезисы В.И. Ленина. Апрель 1917 года. 1947
Борис Николаевич Петров. С.М. Киров разъясняет Апрельские тезисы В.И. Ленина. 1954
Из высказываний об Апрельских тезисах:
Противник большевиков философ Фёдор Степун: «Даже и ближайшим его товарищам по партии его первые петроградские речи показались полною идеологической бессмыслицей, не имеющей ничего общего с марксизмом. Но Ленин знал что делал: его «глупые» речи были вовсе не глупы, так как они были не речами, а парусами для уловления безумных вихрей революции».
Меньшевик Николай Суханов: «Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных. Я утверждаю, что никто не ожидал ничего подобного».
Большевик Вячеслав Молотов: «Я никогда не был против Ленина, но ни я, никто из тех, кто был всегда с Лениным, сразу толком его не поняли. Все большевики говорили о демократической революции, а тут — социалистическая!».
Лев Троцкий: «Если бы пломбированный вагон не проехал в марте 1917 года через Германию, если бы Ленин с группой товарищей и, главное, со своим деянием и авторитетом не прибыл в начале апреля в Петроград, то Октябрьской революции — не вообще, как у нас любят калякать, а той революции, которая произошла 25 октября старого стиля — не было бы на свете».
П.В. Васильев. Выступление В.И. Ленина с Апрельскими тезисами на собрании большевиков и меньшевиков — делегатов Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов. 4 апреля 1917 года. 1947
П.Д. Бучкин. Выступление В.И.Ленина на 7 (Апрельской) конференции РСДРП(б). 1917 год
Участник революции Василий Васильев (1897—1981) вспоминал об оглашении «Апрельских тезисов»:
«По словам плехановской газеты «Единство», Ленин «произнес большую речь, произведшую несомненную сенсацию». Я бы назвал это не сенсацией, а взрывом бомбы. Доклад Ленина звучал таким диссонансом умильным речам меньшевистских ораторов, что многие присутствовавшие повскакивали со своих мест. Гнев, возмущение, сарказм, насмешки, свистки, злобные выкрики... С полной откровенностью Владимир Ильич в самом начале речи сказал, что из-за отсутствия времени, необходимых материалов и, главное, свежих наблюдений («всего один рабочий попался мне в поезде») его рассуждения-тезисы будут несколько теоретичными, но, как он полагает, в общем и целом правильными, соответствующими всей политической обстановке в стране и задачам революции. Какие ядовито-иронические улыбки, саркастические насмешки вызвало это заявление, особенно слова «всего один рабочий» у Чхеидзе, Церетели, Дана. Всем своим обликом, выразительными жестами, в которых сквозили и этакое снисхождение к оратору, и негодование, господа соглашатели подчеркивали, насколько ленинское признание несерьёзно, даже смехотворно в их глазах. Вот сидят они, «вожди» русской демократии, отвоевывающие в переговорах уступку за уступкой у Временного правительства. Что ни день — митинги. Что ни день — речи. Им хлопают солдаты, аплодируют интеллигенты. Их восторженно встречают массы. Им ли не знать, чего хочет народ, что нужно народу. А тут вдруг приезжает эмигрант, годами оторванный от родины, открыто признающий: все его наблюдения в послефевральской России сводятся к разговору с одним рабочим. И он ломает, словно карточный домик, разрушает всё то, что они с таким трудом вынашивали, создавали...
Я наслушался, повторяю, немало речей после Февраля. Наслушался по-своему первоклассных ораторов, знающих, как, чем «зацепить» любую аудиторию. Один «брал» отлично поставленным голосом, другой — артистическими жестами, третий — неожиданными переходами от серьёзного, порой трагического к шутке, анекдоту. А Ленин? Жесты скупые, ничего от позы, ничего бьющего на эффект. Заметная картавость делает речь его почти «домашней», но в то же время она обладает такой силой убеждения, что не слушать её нельзя. Главное впечатление — цельность, удивительная слитность слов, жестов. Слова весомо, зримо падают в зал, то притихший, то бурлящий, готовый взорваться».
Актуальны ли сейчас Апрельские тезисы? Конечно, да. Как и 110 лет назад, в 1914 году, мир меняется. Катастрофически меняется, ровно как и в те времена. И задача марксистов сегодня, как и тогда — не жить «мёртвыми доктринами», а учиться у жизни. Будущее не надо изобретать, потому что никому и даром не нужно такое будущее, умозрительно изобретённое в чьих-то якобы мудрых головах. Его надо видеть, уметь разглядеть его в настоящем, где его частицы смешаны с прошлым, причём в полном беспорядке и в ужасающей пропорции в пользу прошлого. Но надо находить в этом хаосе ростки будущего, хотя это совсем непросто, даже порой адски трудно...
Ну, а если нам это не удастся, то будущее мы получим не по Ленину, совсем не по Ленину, а по Розе Люксембург, сказавшей: «социализм или варварство». Или даже, скорее, по Ивану Ефремову, который написал на полвека позже Розы: «Для меня вопрос стоит так: либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никого, а будут песок и пыль на мёртвой планете».