Вопросы о развитии ребенка всегда возникают среди родителей, после появления глобальной сети их не стало меньше, а только прибавилось. Родители читают статьи, рассказывающие о помесячном формировании навыков детей, и сравнивают своего малыша с написанным в статьях. В итоге формируются сомнения – «а наш сын этого не делает», а «дочка так не умеет».
Подогревают переживания рассказы других на форумах – «Машенька уже ходит сама, а ей полгодика», «Андрюшка в четыре месяца просился сесть на горшочек», а возраст собственного крохи перевалит за эти значения, но его тело совершенно не слушается, он отказывается сидеть или ползти.
С чего начать родителям?
Начитавшись подобных высказываний, родители упорно начинают подгонять малыша, пытаться формировать его навыки, чтобы ребенок не отличался от всех других. Но правильно ли это? Нужно ли пытаться соответствовать всем приводимым нормам развития ребенка и, если что-то отличается, идти к специалистам?
Прежде всего, родителям нужно понять, что их дети – это уникальный маленький организм, отличающийся от всех других, и это уже личность, которая будет развиваться по своим, внутренним законам, и возраст освоения навыков имеет относительное значение. Подгонять заложенную с рождения программу развития ребенка бессмысленно, а иногда и крайне вредно, можно только испортить формирующиеся навыки.
Особенно опасно вмешиваться в процессы, не имея представления о детской физиологии и строении тела – тогда и до заболеваний недалеко. Давайте с вами поговорим о тех навыках детей, которые вызывают среди родителей больше всего споров и вопросов, обсудим возраст, когда дети учатся сидеть и ползать, а также те изменения, которые претерпевает их тело, чтобы полностью осваивать новые движения.
Возраст освоения навыка
К возрасту примерно пяти-шести месяцев большинство малышей становится активными, они делают первые попытки сидеть на коленях родителей, верхом на бедре мамы или опираясь руками за стульчик. Кроме того, дети в этом возрасте уже научились хватать игрушки ручками, удерживая их достаточно длительно, до полминуты, могут подносить их к губам, а также активно облизывают пальчики даже на ногах.
Им все интересно, и они активно развивают свои навыки осязания, трогают и изучают окружающие вещи, рассматривают попавшие им в руки предметы. Занимательным занятием для этого возраста становится засовывание пальцев в дырочки, проемы и углубления, стучание руками или предметами по столам, полу. Это отлично тренирует тело и мышцы рук, которые сейчас активно развиваются для ползания, и малышам необходимы игрушки из резины или мягкого пластика, которые можно мять или сжимать, засовывать в рот или рассматривать.
При сдавливании многие игрушки издают пищащие звуки, что дает дополнительные развивающие стимулы. Это нравится детям и помогает в дальнейшем становлении базовых навыков.
Создаем пространство для развития ребенка
Чтобы сделать развитие ребенка более активным, создайте для него возможности для свободного перемещения в пространстве. Наиболее подходящим и безопасным пространством в доме могут стать полы. Тут малыш не сильно ограничен, он чувствует себя спокойнее, и мама не будет переживать о том, что он упадет откуда-либо.
На полу активно можно осваивать навыки, когда нет опасностей падений с высоты кроватки, дивана или ударов о предметы. Вокруг крохи раскладывают разного рода пособия и игровые наборы, можно наложить подушки или валики, показать малышу яркие картинки и коврики, стимулирующие развитие ребенка.
Перед переходом на пол, к этому нужно тщательно подготовиться, создав чистоту и безопасность половых покрытий. Если вы разместитесь на ковре – нужно тщательно его почистить до размещения там ребенка. Лучше всего для детей подходят деревянные полы или ковровые покрытия, гладкие полы по типу линолеума либо ламината менее хороши, они сильно скользят. Все покрытия на полу нужно сделать идеально ровными, без возможных преград.
По пути возможного в дальнейшем следования ребенка устраните все предметы, неплотно закрепленные и раскачивающиеся, падающие из-за толчков. Под руками и ногами детей устраните мелкие предметы, осколки и неровности. Электропровода и кабели должны быть убраны, электророзетки заглушены специальными крышками.
В зоне доступности ребенка нужно убрать нагревательные и электрические устройства – батареи, обогреватели. Острые края мебели стоит отгородить или закрыть мягкими накладками, одеялом или пледами. На пол, когда там будет играть малыш, можно постелить чистый толстый плед или одеяло для большего удобства.
Навыки ползания: подготовка тела
К возрасту полугода дети нередко могут садиться без поддержки с полусогнутыми ногами, становятся на ручки и ножки или начинают ползать. Родителям необходимо активно стимулировать развитие тела для ползания, перемещая перед детьми яркие игрушки или вещи, которые ребенок хотел бы схватить. Для многих современных детей не игрушки, а именно взрослые предметы наиболее желанны – это пульты от телевизоров, мобильные телефоны или другие гаджеты, родители быстро выясняют объект вожделения.
Каждый малыш может избрать для себя свою технику в ползании – кто-то ползет на четвереньках, на животике (как солдат в окопе), кто-то бочком или пятясь назад, сгибая коленки или выпрямив ножки. Стиль ползания развивается в зависимости от того, как развито их тело и крепки мышцы на спине и конечностях. Есть дети перескакивающие этап ползания, они обычно как можно скорее пытаются вставать, сразу переходя к ходьбе.
Зачем детям нужно ползать?
За счет освоения движений при ползании формируется согласованность работы нервной системы и скелета, мышечного каркаса. Важно активно поощрять и стимулировать освоение этого навыка и развитие ребенка за счет ползания по дому. Неврологи отмечают позитивные влияния на процессы развития ребенка именно данного навыка даже в сравнении с переходом в вертикальную плоскость и хождением, первыми шагами.
В периоде освоения пространства в горизонтальной плоскости, когда дети ползают, активно формируются связи между левым и правым полушариями. Те малыши, кто рано пополз и активно тренировал свои умения в этом деле, более развиты оба полушария, не имеется выраженного преобладания (доминирующей области). Эти дети в дальнейшем показывают высокие способности к наукам – гуманитарным и точным в равной степени.