Памяти учительницы русского и литературы
Марии Яковлевны Усатовой посвящается
Русский язык и литературу у нас вела Мария Яковлевна — обаятельная интеллигентная женщина, с родинкой на щеке, с вьющимися густыми каштановыми волосами, всегда аккуратно и строго одетая. Она всегда очень привязывалась к детям из своего класса "Б", никому не хотела их отдавать. Поэтому после восьмого, когда из четырех классов формировали два (в одном — обучающиеся немецкому, в другом — английскому), брала себе свой класс целиком и всех "немцев"из параллели. В классе "Б" получалось больше сорока человек, в "А", с "англичанами", не было и тридцати. К Марьяше, как мягко называли ее между собой ученики, часто заходили выпускники. Вспоминали, какие ставили замечательные спектакли на школьной сцене. Вспоминали литературный кружок, где при свете свечей читали стихи о любви Асадова:
...Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек...
***
— Сегодня пишем диктант. Читаю текст целиком. Слушайте внимательно.
Первый раз учительница читала, выделяя интонацией знаки препинания. А когда начинала диктовать по предложениям, то читала ровно.
— Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество... — я тут же начинала на промокашке быстро делать заметки, где ставить запятые. После первой читки моя "шифровка" была готова и диктант был уже не так страшен.
Помнится, самой тяжелой темой для класса оказалась тема причастных оборотов. Может, потому что разбиралась она в конце третьей четверти и все устали? Ох, и понахватали троек и двоек!..
На уроках литературы Мария Яковлевна подробно разбирала произведения, давала характеристики героям. Я тщательно заносила в тетрадь полезные фразы, которые можно использовать в сочинениях и при подготовке к экзаменам.
— Сегодня пишем сочинение по роману "Евгений Онегин".
Сочинение тогда состояло из вступления, основной части и вывода. Уж чего-чего, а в деле "воды" налить я была профи. И чем могла, помогала одноклассникам — писала некоторым вступления в разных вариациях. Часто, чтобы соблюсти размер, писала крупно и растянуто, с большим расстоянием между словами:
— Разбираем результаты сочинения по "Повести о настоящем человеке"... Ну, ты в этот раз превзошла сама себя, — обратилась ко мне учительница. — Умудрилась одно небольшое предложение растянуть на пол страницы! А Константин какие перлы выдал: "Мересьев отбросил пистолет без единой гранаты".
Мы так и грохнули от смеха.
— А тут еще один умник пишет: "Вокруг него белка прыгала, как заяц", — да, явно с военной тематикой у нас не задалось.
В старших классах, чтобы успеть разобрать все произведения, сочинения задавали писать на дом. Я педантично обходила все близлежащие библиотеки и набирала книги, по которым надо писать работу, с предисловиями или послесловиями критиков. Садилась дома за стол, обкладывалась этой литературой, тщательно штудировала мысли ученых мужей. После их "переваривания", из-под моего пера, наконец, выходил стройный текст нужного размера.
Несмотря на консервативное время, пятерку за содержание наша учительница ставила, только когда излагали свое мнение, даже идущее в разрез с общепринятой позицией и идеологией.
Мария Яковлевна очень хорошо готовила нас к экзаменам. К экзамену по русскому языку завели тетрадь, кромку порезали и написали номера билетов (как в телефонной книжке). Оставались после уроков, записывали короткие понятные ответы на вопросы билетов.
К сожалению, нашей учительницы не стало вскоре после окончания нами школы. Мы даже не подозревали о ее болезни...
18.04.2024