Найти тему
Адреса Москвы

Гостиница «Метрополь»

В 1898 году Савва Мамонтов на вершине мира, он разворачивается всё шире и шире. Одновременно с изданием «Мира искусства», которое он спонсирует вместе с княгиней Тенишевой, Мамонтов начинает свой главный проект — строительство «Метрополя».

Савва Иванович задумал «Метрополь» как грандиозный культурный центр. Гостиница входила в планы, но сердцем сооружения должен был стать оперный театр. Частная опера Мамонтова нуждалась в собственном помещении. Под крышей «Метрополя» должны были соединиться все увлечения мецената: архитектура, живопись, музыка, театр. И, конечно, керамика — в масштабных майоликовых панно на фасадах. В центре — врубелевская «Принцесса Грёза», отвергнутая на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде в 1896.

На деловом фронте начинают сгущаться тучи: Мамонтова подозревают в гигантских растратах. 21 сентября 1898 он арестован. Следует долгий судебный процесс.

Для «Мира искусства» крах Мамонтова означал конец финансирования. Тенишева отказалась от журнала ещё раньше: её обижало отношение редакции, реакция публики, навязанная роль «матери декадентства». А последней каплей стала карикатура Щербова «Идиллия». На ней княгиня изображена в виде коровы, которую доит Дягилев. Нестеров вспоминал: «Княгиня высокая была, огромная, породистая. Корова — похожа на Тенишеву удивительно, а корова, настоящая корова. Дягилев, в виде бабы, повязанный платком, доил её. Корова оставила след. Петушок задорный клюёт в нём зёрнышки. Петушок — вылитый Бакст. А я поодаль, в виде Христовой невесты, вышиваю в пяльцах шелками». Мамонтов тут тоже есть — в виде мамонта, который спешит на дойку, даже молоко расплескивается из его вымени. Последующие события Щербов изобразил на карикатуре «Радость безмерная». На заднем плане корова и мамонт уходят вдаль. А на переднем — Репин возвращается в объятия Стасова.

Павел Щербов (Old Judge) «Идиллия», журнал «Шут», №13, 1899 г.
Павел Щербов (Old Judge) «Идиллия», журнал «Шут», №13, 1899 г.
Павел Щербов (Old Judge) «Радость безмерная», журнал «Шут», № 4, 1900 г.
Павел Щербов (Old Judge) «Радость безмерная», журнал «Шут», № 4, 1900 г.
Гостиница «Метрополь», Театральный проезд, 2. Стиль: модерн. Архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев, Николай Шевяков и другие. Строительство: 1898–1905.
Гостиница «Метрополь», Театральный проезд, 2. Стиль: модерн. Архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев, Николай Шевяков и другие. Строительство: 1898–1905.

Это первое испытание, когда редакция «Мир искусства» всерьёз задумывается о закрытии журнала, хотя друзья, кто располагает финансами (И. С. Остроухов, С. С. Боткин, К. А. Коровин), помогают изо всех сил. Только получение царской субсидии в июне 1900 окончательно спасёт положение.

Несмотря на то, что Мамонтов оправдан, его ждёт банкротство. Всё имущество пошло с молотка, осталась только гончарная мастерская. «Метрополь» оказался во власти новых владельцев — Бюрнье, Капуто и Смирнова. Проект претерпевает серьезные изменения, главное из которых: театр заменён рестораном.

Часть мечтаний всё-таки воплотится — мамонтовские планы по оформлению были сохранены, а майоликовые панно заказаны его мастерской. Открытие «Метрополя» состоялось в 1905, но уже в 1902 москвичи увидели на его стенах майолики.

Майоликовое панно «Клеопатра» на фасаде «Метрополя»
Майоликовое панно «Клеопатра» на фасаде «Метрополя»

24 марта 1905 в ресторане «Метрополя» состоялся торжественный обед в честь Дягилева. Инициатор — И. С. Остроухов. Присутствовали около 30 гостей, среди них были: Мамонтов, Серов, Борисов-Мусатов, Шехтель. Кроме радостного повода — успеха историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, был и печальный — окончательное закрытие журнала «Мир искусства». На этом обеде Дягилев произнес знаменитую речь, опубликованную в журнале «Весы» под заглавием «В час итогов». И, как чаще всего случается с такого рода речами, она стала пророческой: «Мы — свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас же отметёт. А потому без страха и неверья я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Автографы гостей торжественного обеда в честь Дягилева, состоявшегося 24 марта 1905 в «Метрополе»
Автографы гостей торжественного обеда в честь Дягилева, состоявшегося 24 марта 1905 в «Метрополе»
Меню гостей торжественного обеда в честь Дягилева, состоявшегося 24 марта 1905 в «Метрополе»
Меню гостей торжественного обеда в честь Дягилева, состоявшегося 24 марта 1905 в «Метрополе»

Биллиардная комната. Набор открыток «На память от Метрополя»
Биллиардная комната. Набор открыток «На память от Метрополя»
Парадный зал. Набор открыток «На память от Метрополя»
Парадный зал. Набор открыток «На память от Метрополя»
Литерный номер 3-го этажа. Набор открыток «На память от Метрополя»
Литерный номер 3-го этажа. Набор открыток «На память от Метрополя»
Читальный зал. Набор открыток «На память от Метрополя»
Читальный зал. Набор открыток «На память от Метрополя»
Кухня. Набор открыток «На память от Метрополя»
Кухня. Набор открыток «На память от Метрополя»
Заказной зал в английском стиле модерн. Набор открыток «На память от Метрополя»
Заказной зал в английском стиле модерн. Набор открыток «На память от Метрополя»
Гостиная при ресторане. Набор открыток «На память от Метрополя»
Гостиная при ресторане. Набор открыток «На память от Метрополя»

Адреса Москвы | Гостиница «Метрополь»