Автор: Михаил Щипанов
Клубок интриг вокруг судьбы взорванных российских газопроводов «Северные потоки» затягивается все туже. Мало того, что плодящиеся версии их уничтожения все чаще напоминают сценарии детективных сериалов. Так пришла еще одна беда, которой не ждали. Авторитетные в мире страховщики британские компании Lloyds и Arch insurance решили попросту «кинуть» оператора газопровода швейцарскую фирму Nord stream AG, отказавшись удовлетворить ее претензии на выплату $400 млн. При этом стоить отметить, что 51% акций Nord stream AG принадлежит российскому «Газпрому». То есть, по факту, кинуть хотят именно Россию.
Страховщики не только не согласны с величиной заявленной суммы, но и вообще не собираются раскошеливаться по той причине, что, дескать, трубы пострадали в результате военных действий, а это вообще не страховой случай. В возникшую коллизию придется вникать Высокому суду Лондона, который окажется сразу между нескольких огней.
Как «Северные потоки» были обречены
Коварные страховые компании упираются на два обстоятельства. Во-первых, по их мнению, взрыв случился по воле некоего правительства. А, во-вторых, пусть и косвенно, но ситуация с уничтожением трех ниток газопровода связана с боевыми действиями на Украине. Иными словами, все аргументы сводятся к ситуации в «горячей точке», от последствий влияния которой никто не застрахован в прямом и переносном смысле.
Другое дело, что еще до начала конфликта на Украине в адрес «Северных потоков» было высказано столько угроз, что, подобно ильфо-петровской «вороньей слободке», газопровод был просто обречен быть уничтоженным. В частности, все хорошо помнят слова Джо Байдена, публично произнесенные им во время визита за океан немецкого канцлера Олафа Шольца. Президент США отрыто угрожал, что в случае начала войны на Украине «Северных потоков» не будет. Тогда же наши представители в Совбезе ООН попросили американских коллег дать пояснения по поводу такой угрозы. Но, в конце концов, не удалось ничего добиться по причине американских просьб просто создать под эгидой Объединенных наций международную комиссию для расследования обстоятельств диверсии на газопроводе.
Кто должен ответить за взрыв на «Северных потоках»
Довольно быстро ко всем пришло убеждение, что три нитки «Северных поток» были именно взорваны, а не стали жертвами непредвиденных обстоятельств. Сама зона газопровода была тщательно обследована, а потому никакая случайная мина времен Второй мировой войны не могла причинить такого ущерба. И, тем более, ни трал, ни якорь корабля не были способны повредить хорошо забетонированные трубы.
Но за диверсию кто-то должен ответить. И не случайно изощренные страховые компании ссылаются на волю неназываемого правительства, которое, мол, и отдало приказ на проведение диверсии. А раз тут действовали некие официальные власти, а не силы природы, то случай становится действительно нестраховым.
Вот только, о каком правительстве может пойти речь? Есть логичная версия журналиста Херша о том, как американские силы ВМФ заминировали все нитки газопровода, но сам взрыв, дабы отвести от себя все подозрения, перепоручили провести норвежцам. А кораблей США в тот момент в нужном акватории Балтики уже не было. Вот только материально, с прямыми уликами, что-то доказать на этот счет трудно. Вот шведы и датчане как бы провели расследования в своих экономических зонах, но ни к каким конкретным выводам не пришли. Даже не решились поднять не взорвавшиеся заряды под уцелевшей веткой, что могло бы дать верный след.
Затем появилась фантастическая версия «украинского следа». Мол, специалисты спецопераций с трезубом и нырнули, и заминировали, и взорвали. Завтра ради «белого шума» вокруг диверсии появится еще образ каких-нибудь таинственных диверсантов, связанных с анонимным правительством.
Что в итоге
Понятно, что не стоит надеяться на то, что лондонские судьи расставят все точки над I. То есть факт саботажа они, без сомнения, признают. Тут уж все ясно. Связь с военным действиями на Украине уже не столь очевидна. И, скорее всего, вспыхнувший конфликт стал просто удобным предлогом для диверсии.
А вот с определением таинственного правительства, которое отдало приказ на уничтожение важнейшего для Европы инфраструктурного объекта, возникнет неловкая пауза. Трудно представить, что судьи, преодолев естественную робость, назовут злокозненную власть. Да они не следственный орган. Ведь никто на Западе даже не может точно сказать, откуда летят БПЛА на Запорожскую АЭС.
А раз так, то правительство, на злую волю которого продуманно ссылаются лондонские страховые компании, так и останется неназваным. А значит, саботаж есть, злокозненное правительство как бы существует, но останется анонимным. В суде его не назовут. И Lloyds c Arch останутся при своих бабках. Виновника –то не определили. Ну, просто сглазили газопровод не иначе