Найти тему
"Театральный чердак"

Дискуссия: «Зачем ставить классику современно?»

Оглавление

Секция Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров на Балтийском форуме продолжает работу. Дискуссия об осовременивании классики собрала участников столичных и региональных театров. Модератором дискуссии выступила Марина Райкина, она поделилась и своим взглядом на проблему.

Марина Райкина, журналист, историк театра, редактор отдела литературы и искусства газеты «Московский комсомолец» (г. Москва)

  • Ставить надо так, чтобы нас задевало эмоционально.
  • Должно пройти много времени, чтобы увидеть новый смысл в произведении, и это был бы действительно новый смысл, а не игра в смыслы. 
  • Вопрос неисчерпаемый и он будет стоять всегда.
  • Давайте пожелаем друг другу, чтобы современный театр не разочаровывал, давал свет и надежду в жизни. И если спектакль зрителю что-то даёт, есть надежда, что он снова придёт в театр. А это означает, что все, кто здесь собрались, работают не зря.

Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, руководитель Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (г. Москва)

  • 15 лет работы с великим режиссёром современности Римасом Туминасом дают о себе знать. Его заветы: 1) Режиссёр не имеет право сказать: "я так вижу". 2)Зрителям должно быть интересно смотреть на сцену. 3) Режиссёр вторичен в своей профессии, если хочешь ставить своё, а не раскрывать автора - напиши свою пьесу. 
  • Если берёшь классическое произведение, должен понимать, зачем это делаешь. 
  • Должно быть понятно широкой аудитории. 
  • Наиболее объективная оценка работы театра - касса и " всё больше ты проданы".
  • Спорить о том, искусство это или нет, бессмысленно, время всё расставит на свои места. 
  • Когда мы говорим о современной постановке классики - это не про внешний вид и костюмы. Это про смыслы.

Александр Федоренко, художественный руководитель Государственного автономного учреждения Калининградской области «Калининградский областной драматический театр»

  • Столичные театры могут себе позволить больше. 
  • Дозволенность изменений классических спектаклей, которая была в 90-х годах, сформировала у зрителей заведомо странное отношение: если современно, значит все будут ходить голые и непонятно о чем говорить. Сейчас это не так.
  • Сегодня зритель не может воспринимать эстетику, которая была лет 100 назад. 
  • Важно понимать, что именно означает "классическая постановка" - для каждого зрителя это может оказаться своё представление. 
  • Современным молодым зрителям понятнее, что происходит с современными героями - и режиссёр должен это учитывать. 

Виктор Минков, директор – художественный руководитель Государственного драматического театра «Приют комедианта» (г. Санкт-Петербург)

  • Классика современна всегда. 
  • Не страшно, если режиссёр препарирует классику своим видением, но неприемлема цензура
  • Надо идти от автора, находя болевые точки, которые он обозначил в своём произведении. 
  • Для меня важно, что автор говорит сам о своих произведениях, героях, их прототипах
  • Я думаю, что все наши классики писали с верой и надеждой, везде есть свет в их произведениях, как бы ни было тяжело. Это важно сохранять. 
  • Я не противник отсутствия выразительных средств в спектакле. 
  • Нужно указывать "по мотивам"..., а не только название классического произведения и автора. 
  • Нужно подумать о зрителях: что они вынесут после просмотра этого спектакля. 
  • Мне нравится фраза: "Если чего-то хочешь добиться - убери цель".

 Сергей Осинцев, директор Большого драматического Тюменского театра (г. Тюмень)

  • Спектакль по пьесе "Чайка" в нашем театре начинался с того, что "если вы не готовы, можете встать и уйти". Предупреждали зрителей, что и костюмы современные. 
  • После спектаклей с кринолинами часто школьники говорят: "скучно".
  • Правильная история, когда подрастает зритель, для которого театр может быть разным. 
  • Хорошо, когда молодые зрители узнают свои жизненные ситуации в спектакле по классической пьесе, и для этого нужно современное видение режиссёра. 

Наталья Мазур, директор Государственного театра наций (г. Москва)

  • Самое главное ставить не классику, не современную драматургию - а ставить талантливую. 
  • Сейчас в режиме многозадачности и когда "всё набегу", невозможно надолго на чём-то сосредоточиться: мозг уже настроен на работу по-другому. 
  • Наша задача сделать так, чтобы молодым зрителям не хотелось убежать из театра, если они там оказались. 
  • Постепенно у спектакля формируется аудитория, которой понятна определенная форма спектакля - с каждым разом уходят всё меньше людей из зала. 
  • Получится ли новый спектакль талантливым или нет никогда невозможно предугадать. 

Сергей Сельдяков, директор Калининградского областного музыкального театра

  • Оперные композиторы писали произведения для укладки жизни прошлых веков и продолжительность 4-5 часов у спектакля была нормой. Сейчас на такое способны только особые любители этого вида искусства. 
  • В 18-19 веке музыку можно было услышать только вживую, сейчас это изменилось. 
  • Есть опасность навсегда отвратить человека от оперного искусства после первого похода на спектакль. 
-2
  • Оперу "не любят" и руководители театров: это дорого и сложно. Высокая себестоимость спектакля при малом количестве зрителей.
  • При этом отказаться от оперы нельзя: это ценные произведения, есть запрос от любителей оперы, уникальный опыт для зрителей, часто сочетание великого композитора и писателя.
-3
  • Калининградский музтеатр сократил оперы, количество исполнителей, вставили между музыкальными номерами тексты на русском - стал понятен сюжет, хронометраж сокращен часто до 75 минут. Этот формат очень популярен у зрителей.
  • Мы готовы бесплатно поделиться нашими разработками с коллегами.