Секция Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров на Балтийском форуме продолжает работу. Дискуссия об осовременивании классики собрала участников столичных и региональных театров. Модератором дискуссии выступила Марина Райкина, она поделилась и своим взглядом на проблему.
Марина Райкина, журналист, историк театра, редактор отдела литературы и искусства газеты «Московский комсомолец» (г. Москва)
- Ставить надо так, чтобы нас задевало эмоционально.
- Должно пройти много времени, чтобы увидеть новый смысл в произведении, и это был бы действительно новый смысл, а не игра в смыслы.
- Вопрос неисчерпаемый и он будет стоять всегда.
- Давайте пожелаем друг другу, чтобы современный театр не разочаровывал, давал свет и надежду в жизни. И если спектакль зрителю что-то даёт, есть надежда, что он снова придёт в театр. А это означает, что все, кто здесь собрались, работают не зря.
Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, руководитель Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (г. Москва)
- 15 лет работы с великим режиссёром современности Римасом Туминасом дают о себе знать. Его заветы: 1) Режиссёр не имеет право сказать: "я так вижу". 2)Зрителям должно быть интересно смотреть на сцену. 3) Режиссёр вторичен в своей профессии, если хочешь ставить своё, а не раскрывать автора - напиши свою пьесу.
- Если берёшь классическое произведение, должен понимать, зачем это делаешь.
- Должно быть понятно широкой аудитории.
- Наиболее объективная оценка работы театра - касса и " всё больше ты проданы".
- Спорить о том, искусство это или нет, бессмысленно, время всё расставит на свои места.
- Когда мы говорим о современной постановке классики - это не про внешний вид и костюмы. Это про смыслы.
Александр Федоренко, художественный руководитель Государственного автономного учреждения Калининградской области «Калининградский областной драматический театр»
- Столичные театры могут себе позволить больше.
- Дозволенность изменений классических спектаклей, которая была в 90-х годах, сформировала у зрителей заведомо странное отношение: если современно, значит все будут ходить голые и непонятно о чем говорить. Сейчас это не так.
- Сегодня зритель не может воспринимать эстетику, которая была лет 100 назад.
- Важно понимать, что именно означает "классическая постановка" - для каждого зрителя это может оказаться своё представление.
- Современным молодым зрителям понятнее, что происходит с современными героями - и режиссёр должен это учитывать.
Виктор Минков, директор – художественный руководитель Государственного драматического театра «Приют комедианта» (г. Санкт-Петербург)
- Классика современна всегда.
- Не страшно, если режиссёр препарирует классику своим видением, но неприемлема цензура
- Надо идти от автора, находя болевые точки, которые он обозначил в своём произведении.
- Для меня важно, что автор говорит сам о своих произведениях, героях, их прототипах
- Я думаю, что все наши классики писали с верой и надеждой, везде есть свет в их произведениях, как бы ни было тяжело. Это важно сохранять.
- Я не противник отсутствия выразительных средств в спектакле.
- Нужно указывать "по мотивам"..., а не только название классического произведения и автора.
- Нужно подумать о зрителях: что они вынесут после просмотра этого спектакля.
- Мне нравится фраза: "Если чего-то хочешь добиться - убери цель".
Сергей Осинцев, директор Большого драматического Тюменского театра (г. Тюмень)
- Спектакль по пьесе "Чайка" в нашем театре начинался с того, что "если вы не готовы, можете встать и уйти". Предупреждали зрителей, что и костюмы современные.
- После спектаклей с кринолинами часто школьники говорят: "скучно".
- Правильная история, когда подрастает зритель, для которого театр может быть разным.
- Хорошо, когда молодые зрители узнают свои жизненные ситуации в спектакле по классической пьесе, и для этого нужно современное видение режиссёра.
Наталья Мазур, директор Государственного театра наций (г. Москва)
- Самое главное ставить не классику, не современную драматургию - а ставить талантливую.
- Сейчас в режиме многозадачности и когда "всё набегу", невозможно надолго на чём-то сосредоточиться: мозг уже настроен на работу по-другому.
- Наша задача сделать так, чтобы молодым зрителям не хотелось убежать из театра, если они там оказались.
- Постепенно у спектакля формируется аудитория, которой понятна определенная форма спектакля - с каждым разом уходят всё меньше людей из зала.
- Получится ли новый спектакль талантливым или нет никогда невозможно предугадать.
Сергей Сельдяков, директор Калининградского областного музыкального театра
- Оперные композиторы писали произведения для укладки жизни прошлых веков и продолжительность 4-5 часов у спектакля была нормой. Сейчас на такое способны только особые любители этого вида искусства.
- В 18-19 веке музыку можно было услышать только вживую, сейчас это изменилось.
- Есть опасность навсегда отвратить человека от оперного искусства после первого похода на спектакль.
- Оперу "не любят" и руководители театров: это дорого и сложно. Высокая себестоимость спектакля при малом количестве зрителей.
- При этом отказаться от оперы нельзя: это ценные произведения, есть запрос от любителей оперы, уникальный опыт для зрителей, часто сочетание великого композитора и писателя.
- Калининградский музтеатр сократил оперы, количество исполнителей, вставили между музыкальными номерами тексты на русском - стал понятен сюжет, хронометраж сокращен часто до 75 минут. Этот формат очень популярен у зрителей.
- Мы готовы бесплатно поделиться нашими разработками с коллегами.