Найти в Дзене
Александр Викторов

Различия в умственных способностях мужчин и женщин

Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием умственных способностей. Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Они лучше запоминают локализацию предметов в пространстве, их взаиморасположение. Как правило, они превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории. У женщин лучше развита тонкая моторика. Они превосходят мужчин в скорости арифметических операций. Мужчины значительно превосходят женщин в тестах оценки математических способностей. К. Кернз и Ш. Беренбиери установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания. Известно, что половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста. Поэтому воздействие окружающей среды невозможно отделить от особенностей физиологического созревания. Хотя многие авторы пытаются связать более высокий уровень математических способностей мальчиков, с развитием зрительно-пространственного интеллекта, но, скорее всего – это различные способности по психофизиологическому механизму. У женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мужчин – зрительно-пространственные. По данным многочисленных исследований эти различия проявляются к 10 –11 годам. Речь девочек богаче, девочки раньше овладевают навыками чтения и эти различия сохраняются до старости. Что касается математических способностей, то различия между мальчиками и девочками до подросткового возраста не обнаруживается, они проявляются в 11-12 лет (в первую очередь, при решении задач высокого уровня сложности) и, с течением жизни, различия в уровне развития математических способностей мужчин и женщин возрастают. Вплоть до окончания школы девочки учатся лучше, чем мальчики, по всем предметам, включая математику, а в институте молодые люди начинают обгонять девушек по математическим дисциплинам. Женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области. Девочки могут считать математические достижения неподходящими для своей гендерной роли. Они приписывают успехи и неудачи внешним факторам (сложность задания) и везению, а мальчики – своим способностям. Отсюда явно просматривается модель развития мотивации: склонности к занятию математикой. Примечательно, что мальчики и девочки вплоть до подросткового возраста не различаются в своем отношении к математике. Родители и учителя редко поощряют девочек в изучении математики. Возможно, причину того, что женщины мало верят в свои математические способности, следует искать в ожиданиях и поддержке со стороны родителей и учителей. Поэтому уверенность девочек в своих академических способностях снижена, несмотря на то что успеваемость девочек обычно выше, чем у мальчиков. В результате – понижение устойчивости или нарушение производительности после совершения ошибки либо переживания из-за ожидания ошибки. Парсонс обнаружил, что содействие родителей и их вера в способности ребенка оказывает сильное влияние на веру ребенка в свои собственные способности и в конечном счете на те дисциплины, которые он выберет для изучения. Есть основания полагать, что жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и сфере решения задач. Этот факт может частично объяснять наличие гендерных различий в решении математических задач. Хотя такая возможность не была еще всесторонне изучена, некоторые исследования все же показывают, что мальчики обладают более богатым опытом в отношении математики и наук, нежели девочки. Данные клиники поражения зон коры больших полушарий головного мозга свидетельствуют о различной роли передних и задних отделов коры, а также правого и левого полушария в выполнении когнитивных функций мужчинами и женщинами. Так при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины – обоими. У женщин встречается передняя локализация системы выбора действий (сенсомоторной регуляции), а у мужчии – задняя. Наиболее распространенное объяснение этих явлений – эволюционные: возникновение в ходе естественного отбора в период антропогенеза специализации нервной системы мужчин и женщин как приспособления к жестко определенным жизненным функциям. Результаты исследований вербальных, математических и пространственных способностей дают взаимопротивоположные результаты. Еще более противоречивы данные, касающиеся общего умственного развития. Однако известно, что девочки на ранних этапах (до 7 лет) обычно опережают мальчиков в интеллектуальном созревании. Но, как правило, к 20 – 30 годам средние показатели IQ мужчин и женщин не отличаются, однако разброс значений IQ у мужчин значительно больше, чем у женщин. Мальчики дают больше как умственно отсталых, так и интеллектуально одаренных мужчин. В частности, они преобладают среди победителей школьных олимпиад. Что касается диагностики общей креативности (легкость генерирования идей, продуктивность ассоциаций, оригинальность,, спонтанность, гибкость мышления), то здесь различий не обнаружено.3 Результаты некоторых исследований трудно объяснить только дифференциальной социализацией. Например, все мы помним эксперименты, которые показали, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин – наоборот. Холперн рассматривала это в качестве доказательства того, что асимметрия полушарий коры головного мозга вносит свой вклад в половые различия в когнитивной сфере. Таким образом, межполовые различия в интеллекте и умственных способностях изучаются психологами достаточно подробно. Выявлено, что в математике и в способности к пространственным представлениям мужчины превосходят женщин. Наоборот, женщины превосходят мужчин в вербальных способностях, например, в беглости речи, понимании письменного текста, сохранение разговорных функций в старости. По данным исследования Макклелланда, половые различия в интеллектуальных характеристиках нельзя рассматривать изолированно от других психических феноменов: мотивации, интереса и др., которые могут существенно влиять на результаты измерения различных сторон интеллекта.