В Сети опубликовали данные о числе перевезенных смоленским транспортом пассажиров за 2023 год.. Общее количество клиентов на всех видах возросло более чем на 15% и составило почти 32 миллиона человек. Так трамвай перевез около 9,2 миллиона граждан, что больше показателя 2022 года на 6%.
Результаты трамвая выше, чем суммарное количество перевезенных муниципальным автобусом и троллейбусом – 3,6 и 3,5 миллиона соответственно. Показатели снизились на 12,2% и 7,9% по сравнению с 2022 годом. Количество подвижного состава на маршрутах уменьшилось.
Привлеченные перевозчики показали наибольший рост по количеству перевезенных пассажиров – увеличение до 15,6 миллиона пассажиров или 41% по сравнению с 2022 годом, при уменьшении среднесписочного количества подвижного состава на 15 единиц.
Плачевная ситуация с троллейбусом объясняется ветхостью подвижного состава и ограниченностью сети. Четыре маршрута, обслуживающие исключительно южную часть города за исключением Нового Смоленска и ряда других свежепостроенных микрорайонов - преступно мало для такого города, как Смоленск.
Трамвай имеет те же проблемы, что и троллейбус, но его сеть объединяет центр с рядом густонаселенных районов. Несмотря на конкуренцию числом со стороны привлеченных перевозчиков, он демонстрирует потрясающую востребованность и в перспективе способен стать основным транспортом города при дальнейшем развитии сети, изоляции рельс от автотранспорта и работе над ускорением движения. Если в нынешнем виде он держится достойно, то экономический эффект от модернизации может быть колоссальным.
Муниципальный автобус показал ужасные результаты, учитывая разветвленную сеть. С этим связаны ошибки прошлой администрации, судя по всему, сделавшей ставку на привлеченных перевозчиков. Результатом стала деградация автобусной инфраструктуры. Ситуация частично выправилась с закупкой новых МАЗов, которые вышли на линию в ноябре 2023 года и не смогли существенно улучшить статистику. Тем не менее, остаются проблемы с кадрами и привлеченными перевозчиками, лишающими "Автоколонну" доходов, которые можно было бы потратить на развитие.
Успехи маршруток можно объяснить пролемами в "Автоколонне" и тем, что на ряде направлений они - фактически единственный транспорт. Не имея альтернативы, люди соглашаются на это. Тем не менее, частые троллейбусы или автобусы, либо отдельная трамвайная линия, смогут переменить ситуацию, перенаправив доходы с маршрутов муниципальным предприятиям, что обеспечит их развитие.