История экзистенциализма в России
Экзистенциализм в России окончательно оформился как направление накануне Первой мировой войны (Бердяев, Шестов). Основное свое развитие на западе он получил после Второй мировой войны. Главными деятелями философии экзистенциализма на западе являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю. И, конечно, Ф. Ницше – как зачинатель направления, ставящийся наравне с Достоевским.
Своими предшественниками экзистенциалисты считали Достоевского, Ницше, Кьеркегора, Гуссерля. Одной из важнейших основ, которую экзистенциалисты взяли у этих мыслителей, была проблема индивидуальной человеческой жизни: ответственности и вины, выбора и решения, свободы, одиночества, смерти и т.д.
Идеи экзистенциализма оказали большое влияние на литературу, театр, кино. Многие его представители – люди искусства. Достоевский, как писатель и мыслитель, произвёл огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм). Впервые Л. Шестов в книге «Достоевский и Ницше» трактует писателя как философа-экзистенциалиста. Шестов писал о философии Достоевского, как о «философии трагедии, философии безнадежности, отчаяния, безумия – даже смерти». Историк философии Рейнхард Лаут в своей книге «Философия Достоевского в систематическом изложении» (1950 г.) рассматривал воплощенные в творчестве писателя экзистенциалы и считал, что русский мыслитель «является первооткрывателем понятия о «сверхчеловеке», Ф. М. Достоевский, отмечает Лаут, «независимо и вне влияния Кьеркегора обрисовал «безосновных страх» экзистенциализма и преодолел его».
До сих пор присутствие идей экзистенциализма в творчестве писателя привлекало много внимания. Исследователей волновала экзистенциальная сторона произведений автора, что мы можем наблюдать в таких статьях как: «Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из “Подполья”» (Павленко А. Н.), «Экзистенциальные мотивы произведений Ф. М. Достоевского» (Милерецкий С.), «Экзистенциальная модель человека и “богоубийцы” в текстах Ф. М. Достоевского» (Тимченко Н. С., Бетенькова Е. М., Миронова С. В., Тимченко С. А.) и других. Однако с этой позиции совершенно мало исследовано произведение “Идиот” 1867 года.
Экзистенциализм как направление и его основные идеи
Экзистенциализм – одно из философских направлений, зародившееся в девятнадцатом и распространившееся в двадцатом веках, четкое определение и положения которого сформулировать крайне сложно. Философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Более конкретно это направление каждый мыслитель определял по-своему, но идеи экзистенциализма остались для всех общими.
К основным идеям экзистенциализма можно отнести следующие:
1. Человек - уникальное духовное создание, которое способно самостоятельно свободно предопределять свою судьбу, но для этого ему нужно понять свое подлинное предназначение и оставаться верным ему, своей истинной природе (М. Хайдеггер).
2. Личность всегда находится на границе бытия. Экзистенциализм ставит человека на рубеж – ситуацию, пограничную со смертью. Автор понятия, К. Ясперс, сравнивает пограничные ситуации со стеной, о которую разбивается весь предыдущий жизненный опыт человека, его рациональный взгляд на мир. Действительность обязывает человека к поступку, немедленному выбору, для которого человек не ищет рациональных оснований. Он обязан делать выбор между двумя жизненными путями.
3. Важнейшая категория экзистенциализма – смерть. Из осознания своей смертности человек приходит к тому, что жизнь абсурдна, бессмысленна.
4. В переживаниях каждого человека всегда заложено нечто всеобщее для людей и выражающее всю суть человеческого положения в этом мире.
5. Духовный и интеллектуальный кризис в культуре 19-20 веков. Религия уходит, человек больше не объясняет мир религией. Он интеллектуально и духовно истощён (Ф. Ницше).
6. Мотив одиночества и непонятости человека в мире. Человек экзистенциализма должен быть отчужден от внешнего мира, сконцентрирован на собственном, внутреннем. Вокруг него мрак и безысходность, смыслы бытия лишь иллюзия, а постоянное состояние – отчаяние и страх. Кроме того, экзистенциально развитый человек вовсе необязательно социофоб, но почти всегда этим социумом не понимаем, не оценен.
Идеи экзистенциализма в произведении
Исполнение собственного предназначения и верность своей природе
В пансионе Иволгиных разразился скандал: сын Ганя привел в дом Настасью Филипповну – падшую женщину с дурной славой. Старшая сестра Гани, Варя, плюет ему за это в лицо. Ганя замахивается на сестру, но его останавливает князь. Ганя дает ему пощечину, Мышкин говорит: “Вы будете стыдиться этого поступка”. Он один из тех героев, кто ведет себя по-человечески, не уступая внешнему противодействию, оставаясь верным своей природе. Не отвечая на прилюдное унижение, поступает для себя малопрактично, абсурдно, необычно для данного общества, но не предает своих принципов.
Пограничные со смертью ситуации
Рогожин мечется: понимает, что слишком деспотичен для Настасьи Филипповны, но не может от нее отказаться. Из ревности бросается на Мышкина с ножом в исступлении, но у князя случается эпилептический припадок, спасающий его от гибели. Рогожин не ищет рациональных обоснований для поступка – нападает в безумии. Для Мышкина ситуация является пограничной со смертью одновременно в двух аспектах: физически (князь чуть не умер на лестнице) и духовно (Рогожин, только ставший братом Мышкина во Христе, бросается на него с ножом).
Бессмысленность жизни
Ипполит Терентьев – знакомый князя Мышкина, молодой юноша, болеющий чахоткой в тяжелой стадии, которому осталось жить несколько недель. Из-за приближающейся смерти Ипполит ужасно раздражен, озлоблен и ожесточен на окружающих. Он ведет себя высокомерно и презрительно со всеми. Часто думает о бессмысленности жизни, желает покончить с собой.
Всеобщность чувства
Во время встречи Рогожина, Настасьи Филипповны, Мышкина и Аглаи в парке, происходит разговор между всеми ними, в ходе которого выясняется, что князь любит Аглаю, но не в силах отказаться от Настасьи Филипповны, к которой чувствует смесь любви и сострадания, а потому готов взять ее в жены. Князь является бесконечным носителем всеобщего человеческого чувства, он способен понять всё и простить всех. Мышкин искренне любит людей и пытается нести свет близким, однако главное препятствие – гордый и эгоистичный человек и омертвевшее духом общество.
Духовный и интеллектуальный кризис в культуре человека
Настасья Филипповна – сирота, ставшая содержанкой, а затем любовницей аристократа Афанасия Ивановича Тоцкого, который растлил ее в 16 лет. Спустя 4 года он решает жениться на стершей генеральской дочери Епанчиных – Александре. Боясь ревности Настасьи Филипповны, желает выдать ее за молодого дворянина Ганю Иволгина, сына обедневшего генерала Иволгина. Его интересуют деньги, а ее он презирает и считает падшей женщиной. В романе Достоевский преследовал цель раскритиковать капиталистическое общество, изобразить духовный и моральный общественный упадок. Как пример явной критики, можно, вспомнить увлечение князя каллиграфией, с которым он пришел к генералу Епанчину – талант, взращенный на церковных книгах, был мгновенно опошлен светским человеком Петербурга и оценен в тридцать пять рублей годового жалования. Духовный упадок же мы видим Ипполите Терентьеве – он не верит в Бога. Достоевский очень ёмко выразил отношение нового поколения к вере: «Столько силы, столько страсти в современном поколении – и ни во что не веруют!».
Мотив одиночества и непонятости человека в мире
Опыт одиночества Ф. М. Достоевский переносит на своих героев во многих произведениях: Макар Девушкин, Раскольников, Мышкин, Рогожин и другие. Князь Мышкин не выдерживает столкновений с миром: словно молнии, диссонансы поражают его – внутренняя сила против внешнего противодействия. Он открыт к людям, но часто ими не воспринимаем всерьез. В конце романа он сходит с ума. Рогожин, как и Мышкин, духовно одинок: он тоже не имеет людей, которые были бы заинтересованы в его душевных изысканиях. Он, как и князь, не является полноценным членом «высшего» общества Тоцкого, Епанчина, так как он сын купца, а Мышкина просто считают идиотом. Они оба остаются непонятыми окружающими в своих желаниях, размышлениях, догадках.
Заключение
Итак, из основных идей экзистенциализма, отразившихся в произведении «Идиот» Ф. М. Достоевского, можно выделить следующие: верность своей природе, пограничные ситуации, бессмысленность и абсурдность существования, всеобъемлющий характер чувств каждого человека, духовный и интеллектуальный кризис, мотив одиночества и непонятости человека в мире.
Спасибо за прочтение!