…когда прибыло письмо аль-Хасана сына Балтавара, царя славян, к повелителю правоверных аль-Муктадиру, в котором он просит его о присылке к нему [людей] их тех, кто научил бы его вере, преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть, воздвигнул бы для него минбар, чтобы совершалась на нем молитва за него [царя] в его городе и во всем его государстве, и просит его о постройке крепости, чтобы он укрепился в ней от царей, своих противников, то он получил согласие на то, о чем просил…
Согласно этому отрывку, славянского царя звали Хасан, сын Балтавара. Но имя Хасан не характерно для славян. Многие могут возразить вспомнив, что при принятии ислама дается новое, арабское имя. Такая практика имеет место. Но судя по тому же отрывку, славянский царь ещё не принял ислам. Он только собирается это сделать, поэтому и просит содействия в этом у багдадского халифа. Так что имя Хасан является явно неуместным, и от того еще более загадочным.
Второе имя царя славян у ибн Фадлана мы встречаем, когда он описывает страну гузов. Он приводит нам речь командующего армией гузов Атрака перед своими подручными.
Истинно, вот эти послы царя арабов к моему свату (зятю) Алмушу сыну Шилки и не хорошо было бы, если бы я отпустил их иначе, как после совета с вами.
Я не верю своим глазам. Оказывается, царя зовут вовсе не Хасан, а Алмуш. И эту информацию ибн Фадлан получил не от кого-нибудь, а от родственника царя славян. Будем надеяться, что автор записок разберется с именем царя, когда достигнет точки назначения.
Но по прибытию в землю славян все еще больше запутывается. Оказывается, что у царя уже имелся свой минбар. Правда на нем вместо хвалы Аллаху провозглашалась хвала самому царю.
До моего прибытия на его минбаре уже провозглашали за него хутбу: „О, Аллах! сохрани в благополучии царя Балтавара, царя Булгара“
И вот благодаря такой не скромности царя славян, мы узнаем, что тот царствовал не на Руси, не в Болгарии или Моравии, а в Волжской Булгарии. И звали его не Хасан, не Аламуш, а Балтавар.
Что меня еще удивило, так это то, что подобная ситуация нисколько не смущает самого автора записок. Возможно, что ибн Фадлану совершенно не важно имя царя славян, поскольку тот уже готов принять новое имя - Джафар.