Продолжаю публикацию материалов об односельчанах - ветеранах Великой Отечественной войны.
Заметка А. ОСТАПОВОЙ была опубликована в г. «Авангард» 24 декабря 1987 года.
В СЕМЬЕ СТАРОГО СОЛДАТА
Андрей Иванович ЗАХАРЧЁНОК старый солдат. Сейчас ему уже 77 лет. Доброжелательный, немного ироничный взгляд серых глаз. Вслушивается в разговор с напряжённым вниманием.
- Он неважно слышит, - поясняет младшая дочь Андрея Ивановича Наташа, - не один раз был контужен в войну, и вот с каждым годом слух ухудшается.
На мою просьбу рассказать о своей жизни Андрей Иванович долго молчит. Вздохнув, начинает рассказ:
- Я, как и все мои сверстники, был мобилизован в армию в первые же дни войны. Вначале служил в пехоте. Воевал под Сталинградом, потом – первый Украинский фронт, где стал минёром. В 1943 году дослужился до звания старшего сержанта.
В наградных документах написано: отличный минёр. Слава о его мастерстве была известна не только в полку. Частенько командиры других воинских частей и подразделений просили послать к ним минёра старшего сержанта ЗАХАРЧЁНКА. Он был всегда точен и хладнокровен. Участвовал в сложном разминировании промышленных объектов, коммуникаций, городов.
Рассказывает о себе Андрей Иванович скупо. Его дополняют жена и дочь. В семье знают и чтут прошлое отца и мужа.
Однажды наклонился над миной, осторожно её ощупывая, а она взорвалась, взрывной волной его отбросило в сторону, но – даже не царапнуло. Отряхнулся солдат от земли, и – к следующей мине. Тогда и уверовал Андрей Иванович в своё солдатское счастье. Боевые товарищи говорили: «Ты везучий, тебя смерть не найдёт». А ему эта вера придавала спокойствие, уверенность. Может, и поэтому остался жив солдат, хотя вся его шинель была изрешечена и пулями и осколками снарядов.
- В этой счастливой шинели он и пришёл с фронта, вспоминает, - Галина Петровна.
- Да уж, шинельке моей досталось, - смеётся ветеран. – Ни одной раны, ни одной царапины серьёзной, только контузии…
Руки, ноги целы, значит надо идти дальше. И ушёл фронтовыми дорогами Украины, Карпат, Польши, Германии. Немного осталось дойти их части до Берлина – 30 километров, когда навстречу им из штаба полка бежал их командир и кричал, размахивая руками (чего за ним никогда не водилось – всегда был сдержан и строг): «Братцы! Победа! Война кончилась!».
За ратные подвиги старший сержант ЗАХАРЧЁНОК был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями, Почётными грамотами. Имеет благодарность Верховного Главнокомандующего за отличие в боевых действиях.
После Дня победы служба для старшего сержанта ЗАХАРЧЁНКА не была закончена – только осенью 1945 года вернулся в родную деревню Вороное, что на Витебщине. Здесь нашёл свою судьбу – полюбил Галину Петровну…
Галина Петровна и Андрей Иванович
Галина Петровна была совсем юной девушкой. Тяжёлые годы оккупации. Мать с тревогой смотрела на свою юную дочь: уж очень, как ей казалось, легкомысленно та вела себя. Ходила работать на стройку, а вечерами, как говорила, на гулянку, случалось – и поздно ночью исчезала из дома. Для матери это было непонятно и тревожно, а когда узнала, сделалось страшно.
- Не знаю уж, как мама догадалась, - рассказывает Галина Петровна.
Днём на работе Галина запоминала, где стоят фашистские посты, а ночью проводила партизан к железной дороге. Да так незаметно и умело их вела, что партизаны всегда миновали посты охранения без шума.
- Не знаю, может, по молодости, но мне казалось, что я выполняю самое обычное дело, страшного ничего в этом нет. Один только раз, - вспоминает Галина Петровна,- холодной змейкой заполз страх в сердце, когда днём соседка остановила на улице и сказала, что вчера в Голубичах партизаны немецкий штаб разгромили, фашистов добре поубавили. Это, мол, ты, девка, водишь партизан, я знаю – ты, больше некому. Как можно спокойнее ответила: «Вчера я провела партизан, а сегодня или завтра, может, ты поведёшь»,- и ушла в дом. Мучилась: выдаст или нет? Страшно было.
А через несколько дней пришла Красная Армия.
Живёт в нашем посёлке белорусский партизан Семён Михайлович МОЙСЕЁНОК. Бывает, собираются земляки вместе, вспоминают пережитое. И как – то Семён Михайлович сказал, приглядываясь к Галине Петровне:
- Мы однажды, недалеко от вас, в деревне Голубичи, что в районе знаменитой Беловежской пущи, дали фашисту прикурить: штаб их разгромили, фашистов изрядно потрепали, боевую технику вывели из строя. Хорошая операция была! А проводником была молоденькая девчонка, толковая такая, провела нас так, что комар носа не подточит. Не ты ли была?
- Я! Иль не узнаёшь, земляк?
Вот уж, действительно, гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
- А теперь мы уже совсем карельские стали, корни у нас глубокие. Здесь родились, выросли, выучились наши дети, здесь и работают, обзавелись семьями.
А. ОСТАПОВА,
наш. внешт. корр.
п. Ледмозеро
Семён Михайлович МОЙСЕЁНОК
МОЙСЕЁНОК Семён Михайлович родился в 1922 году в Минской области Белоруссии. Воевал с июня 1941 по май 1945 года. Когда началась Великая Отечественная война, оказался на оккупированной территории. Участвовал в партизанском движении, в бригаде «Железняк».
С 1944 года служил в 11 – й армии 3 – го Белорусского фронта. Разведчик. Гвардии сержант. Участвовал во взятии города Кенигсберг (ныне Калининград). Здесь погибли все его друзья, с которыми он воевал ещё в партизанском отряде.
В январе 1945 года был ранен и почти три месяца находился на лечении в госпитале.
Участвовал во взятии города Пилау (ныне Балтийск) в Восточной Пруссии. Там и узнал об окончании войны.
Имеет медали: «Партизану Великой Отечественной войны» II cтепени, «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», юбилейные.
После войны вернулся домой и поступил на службу в МВД, работал начальником военно – учётного стола. Женился, и по вербовке семья приехала в Карелию. Жили сначала в Тикше, затем в Ледмозере. Работал водителем в леспромхозе. За долголетний добросовестный труд награждён медалью «Ветеран труда». Супруги вырастили и воспитали двух дочерей и сына.
Ледмозеро. На митинге. С. М. МОЙСЕЁНОК (слева крайний)