Проблемы с подачей топлива являются, пожалуй, наиболее частой причиной невозможности запуска и корректной работы подвесных лодочных моторов (П.Л.М.) Напомним, что основными элементами системы питания двигателя моторной лодки являются: топливный бак, соединительный шланг, помпа-груша, соединительная муфта, топливный насос, диафрагма, отстойник, сетчатый фильтр, карбюратор, золотник и канал для подвода топливной смеси.
Конечно, у каждой модели мотора есть свои технические нюансы, и тут каждому судовладельцу на помощь приходит инструкция по эксплуатации. Задача этой статьи - рассказать об общих и наиболее часто встречающихся неисправностях топливной системы ПЛМ.
Топливо не поступает в карбюратор.
Как правило, при этом лодочный мотор не даёт вспышек и не запускается. Нетрудно догадаться, что наличие топлива в этом устройстве и есть основной диагностический признак проблемы. Если подача топлива происходит в штатном режиме, на входной части карбюратора имеются следы топлива, а на несколько мм ниже уровня в трубке компенсаторного жиклёра виден уровень топлива. Также, в зависимости от особенностей конструкции, следует либо нажать кнопку уплотнителя поплавка карбюратора (при наличии таковой, разумеется) и убедиться в поступлении топлива в смесительную камеру, либо нажать на шток сливного клапана карбюратора и если из сливного шланга не потечёт топливо, действуем по следующей схеме:
● проверяем наличие топлива в баке и положение топливного краника, который должен быть открыт;
● воздушный клапан в пробке топливного бака также должен быть открыт, а если засорилось суфлирующее отверстие то его необходимо прочистить проволокой диаметром около 1мм;
● подкачивающая груша и шланги должны быть проходимы для топлива, при необходимости их нужно промыть, а при повреждениях - заменить;
● топливный фильтр очищают путём промывки в бензине, предварительно сняв кожух и отсоединив шланг от карбюратора
● отстойник бензиновой помпы, при его загрязнении, необходимо снять и также промыть в чистом бензине.
Засор жиклёров карбюратора.
На эту проблему нам указывают отсутствие такового, или затруднённый запуск двигателя лодки, сопровождаемый “стрельбой” карбюратора.
● Засорённый жиклёр выкручивают из карбюратора, продувают насосом и прочищают мягкой, например медной, проволокой.
● Внимание! Жиклёр нельзя прочищать твёрдой стальной проволокой, так как это увеличит рабочий диаметр его калибровочного отверстия.
● Если очистка жиклёров не приводит к искомому результату, то придётся снять карбюратор и произвести продувку и промывку его каналов.
Избыток топлива в картере ПЛМ, или “пересос”.
Об этой проблеме нам говорит отсутствие запуска в сочетании со свечами, забрызганными топливом. Для реанимации лодочного мотора при “пересосе”:
● перекрываем краник бензобака;
● сливаем топливо из поплавковой камеры карбюратора;
● полностью открываем дроссельную заслонку;
● выворачиваем свечи п протираем их насухо чистой неволоунистой ветошью;
● “продуваем” лодочный мотор, проворачивая несколько раз пропускной шнур;
● вкручиваем свечи, открываем краник и запускаем двигатель.
Прочие неисправности системы питания подвесных лодочных моторов. .
Отсутствие запуска мотора, или отдельные вспышки, сопровождающихся выстрелами из выхлопного отверстия могут служить симптомами и других неисправностей карбюратора.
● Поломка клапанов. Признаком поломки клапана является выбрасывание воздуха из смесительной камеры карбюратора при проворачивании двигателя. Для устранения неполадки - снимаем карбюратор и впускной патрубок, извлекаем клапанную перегородку, осматриваем клапаны и заменяем вышедшие из строя на исправные.
● Переполнение поплавковой камеры. Причиной проблемы может быть прохудившийся поплавок, который необходимо банально запаять, или притереть к седлу игольчатый клапан поплавковой камеры.
● Дефект хода дозирующей иглы. При нарушении регулировки дозирующей иглы ее необходимо завернуть до отказа и проверить уровень бензина, а затем отвернуть на пол-оборота или оборот, подобрав такое ее положение, при котором мотор легче всего запускается.
Качество топливной смеси.
Наличие в топливе воды даёт редкие хлопки в карбюратор при незаводящемся моторе. Сходные симптомы даёт избыток масла в топливной смеси для двухтактных двигателей. Решение проблемы очевидно - заменить топливо новой, качественной смесью.
Четырёхтактные ПЛМ ещё более требовательны к качеству топлива, и важный момент для любых моторов - необходимо, на период межсезонья, полностью сливать топливо из системы.
Друзья, в этой статье мы коснулись наиболее распространённых проблем, связанных с системой питания подвесных лодочных моторов и их устранения в режиме “на коленке”, то есть когда у судовладельца есть элементарные слесарные навыки и ремонт производится в походных, или близких к таким, условиях. Для более качественной чистки и регулировки карбюратора, а также проведения межсезонного обслуживания, имеет смысл обратится в специализированный сервисный центр по обслуживанию ПЛМ.
Здоровья вам и вашему мотору и семь футов под килем.