76,5K подписчиков

Похвала Пресвятой Богородицы: про что этот удивительно теплый, добрый и радостный праздник

7,3K прочитали

Мы привыкли, что акафистов у нас так много, что их издают целыми сборниками. А между тем, по Типикону, каждый год положено совершать лишь одну службу с акафистом. Вернее, с Акафистом — Пресвятой Богородице, на пятой неделе Великого поста. И акафистом изначально называли только этот текст, легший в основу удивительно красивого богослужения, когда на один день в великопостный траур вторгается небесная Богородичная лазурь.

В Постной триоди написано, что праздник этот установлен в честь троекратного избавления Константинополя от врагов. Правда, современные исследователи в этом сомневаются и связывают саму службу Похвалы Богородице скорее с праздником Благовещения. А вот пение Акафиста на утрене (в современной практике — в пятницу вечером — прим. ред.), похоже, включили в нее действительно после победы императора Ираклия над персами. Впрочем, в самом его тексте нет даже намека на избавление Византии от захватчиков. Там говорится о Боговоплощении, спасении рода человеческого, земной жизни Богородицы и детстве Христа.

Да и пятая великопостная суббота изначально считалась просто предпразднством Благовещения. «Субботой Акафиста» она стала лишь в XI веке. В православной традиции это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о близком конце Поста и грядущей Пасхе. И Акафист поется не весь сразу. Четыре раза духовенство выходит на середину храма и поет его вместе со всем народом.

Так о чем же все-таки этот Акафист? Ну вот, к примеру:

«Радуйся, ангелов многославное изумление!
Радуйся, демонов многослезное уязвление!»

Две строчки зеркально отражают друг друга. В центре Богородица, а по обе стороны от Нее добро и зло. И «уязвление» зла именно потому «многослезно», что «изумление» добра «многославно»; обилие «славы» с одной стороны — это обилие «слез» на другой.

Или:

«Радуйся, высота невосходимая человеческим умами!
Радуйся, глубина неисследимая и ангельским очами!»

«Высота» и «глубина» — противоположности, но они приравнены. А люди и ангелы хоть и противопоставлены друг другу, но объединены в единый образ, и недоумение ангелов ничуть не меньше недоумения людей.

Впрочем, пересказывать своими словами поэму — занятие неблагодарное.

Ученые до сих пор спорят о том, кто написал этот текст. Версии самые разные, особенно если учитывать, что знаменитый начальный кондак «Взбранной Воеводе победительная» — позднейшее добавление, да и многие припевы, начинающиеся словом «радуйся», появились не сразу. Некоторые исследователи доказывают даже, что наиболее древняя часть акафиста была посвящена не Благовещению, а Рождеству. Но какое все это имеет значение для тех, кто просто по зову сердца никогда не пропускают службу Похвалы Пресвятой Богородицы.

«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)
«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)

А есть еще и икона «Похвала Богородице», довольно редкая. Ее тоже можно читать как книгу. В центре Божия Матерь, склонившая голову и словно заслоняющаяся от чего-то рукой. Вокруг Нее пророки, предсказавшие Ее судьбу, в руках у них либо свитки, либо символы их пророчеств: у Аввакума кусок горы, у Осии прозябший жезл, у Гедеона орошенное руно, у Давида домик, у Иезекииля врата, у Моисея горящий куст, у Иакова лестница, у Исаии клещи. Над Богородицей младенец Христос, а у Ее ног пророк Валаам, единственный без нимба, и над ним горящая звезда.

Почему так трогает это богослужение, почему так восхищает эта икона? Откуда вообще такая любовь к Царице Небесной? Может, это у нас тоска по утраченной праотцами небесной чистоте? И мы всю жизнь ищем ее, что-то выдумываем, обманываемся, а она — рядом, готовая напитать и излечить наши души. И хотя голос вечности нам почти не слышен, шум нашей жизни с ее суетой заглушает его, но по милости Божией спасение есть и сегодня. И Пречистая Дева по сей день не оставляет нас, как обещала скорбящим о Ее успении апостолам.