Настал тот момент, когда я решила-таки немного изменить общему розово-попсовому тону своего канала и написать о том, что мне всегда было ближе - об оригинальном шоу для небольшой аудитории. И хотя я намеренно выбрала своей тематикой глянцевые сериалы для подростков и домохозяек, в последствии, я, скорее всего, буду возвращаться к менее массовому продукту, так как мне физически необходимо переключаться. Здесь не будет привязки ко времени и эпохе, но будет внимание к неповторимому.
Так вот. Среди огромного количества отснятых на данный момент сериалов не так часто лично для меня находится что-то стоящее (при том, что просмотрено их уже на пару-тройку десятков больше, чем мне лет). Но если в этом потоке я такое нахожу, то, в основном, благодарю за это европейское ТВ. Есть среди них любимые сериалы, которые почти (или без «почти») идеальны, а есть очень любопытные. О второй категории сейчас и пойдет речь.
Никогда не понимала, за что люди любят мюзиклы. Поэтому долго не решалась на то, чтобы посмотреть 6-тисерийный «Blackpool». А ведь не следовало верить первым попавшимся рецензиям: «Блэкпул» – скорее антимюзикл, если позволите. В музыкальных номерах совсем нет пафоса, герои не то, чтобы поют, скорее - подпевают, зато много откровенного сарказма и самоиронии, призванных, кажется, подчеркнуть гротескность происходящего.
Лично я всегда подхожу к просмотру какого бы то ни было фильма или сериала без определенных ожиданий и с багажом "насмотренности", потому меня не шокировали ни содержание, ни форма его преподнесения (хотя да, согласна с большинством смотревших, кто заявляет, что таких постельных сцен вы не увидите больше нигде). Но вот реакция неподготовленного зрителя, думаю, будет вроде «Боже! КАК им пришло это в голову? И что вообще происходит?!» Более десяти минут такой зритель не выдержит (а ведь дальше только лучше).
Теперь немного о сюжете. Он довольно прост, не особо оригинален и кое-где предсказуем, однако тот, кто не бросил малодушно это дело, не досмотрев первую серию, перестает обращать внимание на подобные огрехи очень быстро. На первый взгляд «Блэкпул» – это криминальная драма с элементами музыкальной комедии, но, как те самые совы Дэвида Линча, всё здесь не то, чем кажется.
В жизни главного героя Рипли Холдена (внешне успешного бизнесмена и респектабельного семьянина) все катится под откос с того момента, как в его новеньком зале игровых автоматов находят труп (постепенно мы понимаем, что, конечно, катиться всё начало гораздо раньше, но это отдельная история). За дело берется приезжий детектив-инспектор Питер Карлайл, который попутно влюбляется в жену нашего героя Натали, и тут то и начинаются танцы и песни в атмосфере Лас-Вегаса по-британски с наркотиками, проститутками, финансовыми махинациями, следственными подлогами и личной драмой каждого из участников этой ярмарки если не тщеславия, то эгоизма определенно.
Я не стану расписывать мастерство актеров, задействованных во всем этом. Оно, действительно, на высоте, как всегда у «ВВС». Думаю, многие нашли этот сериал благодаря участию в нем Дэвида Теннанта (исполнителя роли Карлайла, а по совместительству Десятого доктора из "Доктора Кто"), но "британская коммуналка" представлена здесь и не менее известными и первоклассными актерами, такими как Дэвид Моррисси, Дэвид Брэдли, Сара Пэриш. Ну, и собственная роль есть у города: Блэкпул - британский курорт с собственной Эйфелевой башней и казино на каждом углу, похож на престарелую диву, прячущую свои морщины и усталость от жизни в тонне пудры, перьев и блесток ради того, чтобы шоу продолжалось. Здесь удача играет с каждым, и уж точно она играет с теми, кто думает, будто может ее обуздать. И в этом контексте песня "The Gambler" в исполнении Джонни Кэша (а в сериале она ожидаемо звучит из уст главного героя) идеально подходит для атмосферы бесконечной, но бессмысленной погони за Фортуной.
Кто-то написал о "Блэкпуле", что там нет положительных персонажей. Я в этом плане оптимист, и потому перефразирую: там нет и отрицательных. У каждого есть слабости, которые вы, как зритель, можете им простить или в процессе, или в итоге. Вы не можете, как вы привыкли, быть на стороне кого-то одного: протагониста или антагониста, в том числе и потому, что таких ролей здесь нет. Холден и Карлайл не похожи: первый - нагловатый, острый на язык мужлан, безгранично верящий в удачу, второй – неплохой психолог, умен и хитер, обаятелен в своей загадочности, но у них много общего: внутренние демоны, позволяющие идти к цели по головам. Именно их взаимоотношения приводят в движение пространство Блэкпула: у них одна женщина на двоих и одно убийство на двоих. А чего стоит каждая саркастичная пикировка этих героев при первой, да и всех последующих встречах! От диалогов и ироничных шуток, не сомневайтесь, вы получите удовольствие. Я молчу про песни, которые просто украшение стола: здесь вам и Билли Айдол, и The Clash, и Элвис Костелло, и The Queen, и Нэнси Синатра, и проч.
Конечно, были моменты, когда просто за голову хватаешься: мне, как поклоннику именно криминального жанра было странно смотреть на историю ближе к финалу: «Серьезно? Всё это конечно здорово, но, чёрт возьми, человека убили! Никому не интересно, кто это сделал?». А никому, действительно, не интересно, ведь каждый герой решает свои собственные проблемы на фоне расследования. Но вы примиряетесь с этим, потому что сериал не об убийстве, а о людях, об их поступках и последствиях этих поступков, об ответственности, в конце концов. И да, катарсис наступает. Не только для главного героя и его окружения, но, думаю, и для зрителя: городок Блэкпул – это красочная картонная ширма, прикрывающая грязь и неустроенность, но когда маски срывают, люди на проверку оказываются совершенно другими. В данном конкретном примере – лучше, чем казалось зрителю и им самим.
В итоге замечу, что если кто-то решит потратить шесть часов своей жизни на это маленькое британское сумасшествие, то рекомендую смотреть с субтитрами, как любую комедию made in UK: как иначе вы прочувствуете северо-английский акцент Холдена или типично шотландский Карлайла? Ну и для понимания многих шуток сноски явно будут полезны.
Для меня же "Блэкпул" был интересным путешествием, пусть неидеальным, но уж точно достойным того, чтобы поместить его на полку с личной коллекцией редких, занятный вещей.