Найти тему
KINO-ву-MAN

Создатель, женщина и яблоко раздора

Оглавление

Специально не хочу читать рецензии и гуглить объяснения по фильму «Бедные и несчастные», чтобы поразмыслить самостоятельно. Возможно, мои суждения будут поверхностны, ведь мой жизненный опыт достаточно скуден и не изобилует поездками, приключениями, знакомствами. Но фильм не проходной, не одноразовый, чтобы просто посмотреть и забыть. А мы тут как раз, чтобы анализировать.

Первая возникшая ассоциация при просмотре – с историями про Франкенштейна: собранное как будто из пазлов лицо главного героя намекает на его непростую судьбу. И действительно, подопытный собственного отца, Годвин Бакстер является гением медицины, кому, на первый взгляд, чужды сантименты. Только наука, только хардкор. По дому бродят курицы с головой свиней и прочие переиначенные животные, но главный экземпляр – воскрешенная женщина, прыгнувшая с моста, которую профессор назвал Беллой (Эмма Стоун).

Годвин (здесь и далее кадры из фильма)
Годвин (здесь и далее кадры из фильма)

Красивая женщина ведет себя как несмышленое дитя, и немудрено, ведь ее мозг – это мозг собственного ребенка. С моста она сигала будучи беременной, и на момент, когда ее нашел Годвин, ребенок был жив. Вот такой поворот – сама себе мать.

Годвина Белла считает отцом и иногда зовет просто Богом, и в этом, наверное, кроется символизм (само имя Год-вин – Господь победитель?), а его дом, откуда ей путь закрыт, показался аллюзией рая.

Глядя на отношение Годвина к Белле, не покидало ощущение именно этой параллели – Бог создал человека и полюбил его, человеку в раю безопасно, человек несмышленый и вытворяет всякую дичь (бьет посуду, писает под себя и даже с остервенением агрессирует на покойника), а Бог смотрит на все с мудростью и снисхождением, а также с исследовательским интересом.

Создание прекрасно, хотя абсолютно не вписывается в признанные нормы приличия. Создание бесхитростно и не скрывает своих чувств. И создание любопытно и желает все исследовать и познавать, прям как сам Годвин. Только «отец» лишен эмоций и ощущений (у него нелады с гормонами и с реакциями организма – результат отцовских экспериментов), но ему очень нравится его Белла, он живет ее эмоциями.

Белла и гусесобака
Белла и гусесобака

Грехопадение

Все бы ничего, но, как и в притче об Адаме и Еве, в игру вступает яблоко. Именно этот фрукт Белла использует для осознания возможности своего тела «быть счастливой», как она это называет. Жажда «приключений» влечет ее, и она уезжает с неким героем-любовником (Дункан - Марк Руффало) повидать мир и познать наслаждения. Со стороны Дункана намерения однозначные – помотросить и бросить, Белла же не способна оценить моральную сторону авантюры, ведь ей просто хочется увидеть больше и пользоваться возможностью своего тела дарить физиологическое наслаждение.

Чем дальше в лес, тем больше жизненного опыта, а ревность Дункана, влюбившегося по уши, портит Белле настроение. В итоге они расстаются, и Дункана расставание буквально сводит с ума, а Белла с детской непосредственностью продолжает познавать мир и делает это, устроившись на работу в бордель.

Белла и Гудвин за минуту до расставания
Белла и Гудвин за минуту до расставания

Снова нравственная составляющая не властна над юной исследовательницей жизни, оскорбления бывшего любовника не пробивают бронь собственных восприятий – Белла продолжает открыто и спокойно озвучивать свои чувства, не стремясь никого унизить, огорчить, из-за чего на нее абсолютно невозможно обижаться. Дункан готов простить даже эпизод с борделем, но Белла верна своим чувствам – он ей не приятен, он ее ограничивает, а ей нужно узнать больше, и эта жажда выходит за рамки собственных наслаждений. «Что я могу дать миру?» - задает она вопрос, что говорит о духовном росте создания.

Тем временем при смерти Годвин, и Белла возвращается. Как и он, она становится специалистом медицины и планирует продолжать свое обучение наукам. И тут объявляется ее бывший муж, с которым она возвращается в свой бывший дом, чтобы узнать, какая она была раньше.

Этот дом, и бывший муж – настоящая тюрьма. Новые ограничения не приемлемы для личности, познавшей свободу. А планируемое женское обрезание, задуманное ее мужем в отношении нее, расставляет все точки над i.

Новый Бог

Годвин умирает, и сдается мне, теперь Белла – новый Бог. Она нашла свое «счастье», а медицина ей подвластна так же, как и Годвину, бывший муж с мозгами козла, щипающий травку на дворе, - яркое тому подтверждение.

Правда, в отличие от Годвина, над ней отец не издевался, ее тело не искалечено, все железы на месте и вырабатывают нужные гормоны, поэтому она однозначно превзойдет своего создателя. Главное, что в Белле нет жестокости, а бывший муж-козел – это просто воздаяние по заслугам.

Наверняка это только верхний слой смыслов, и картину нужно пересматривать, чтобы осознать все детали. Понять, почему некоторые кадры нам показаны с искажениями, как будто мы смотрим в лупу, а некоторые продемонстрированы, как будто мы глядим в телескоп – круглыми, с темными полями по краям. Цветовая гамма тоже имеет значение, ведь фильм начинается ,как черно-белый, затем обрастает красками по мере знакомства героини с окружающим миром.

Что интересно, Белла действительно прекрасна, и любовь к ней героев понятна зрителю. А то ведь знаете, как бывает – по сценарию от красотки все сходят с ума, а ты смотришь и думаешь – лучше б меня сняли, а не эту крокодилицу :D

Что думаете об этом фильме вы, друзья?