Луг росою, как дождиком, вымыло,
Зашептались ромашки с травой,
Лепестки гордо вскинула примула,
Бледно-желтый цветок луговой.
Золотистые нежные лучики
Чуть трепещут в прохладе зари.
Вскоре лучики выгнулись в ключики,
Что же можно ключами открыть?
Теплый ветер цветами играет
На душистых лужайках лесных.
Ветер знает— ключи открывают
Задубевшие двери весны!
С. Красиков
Солнышко греет уже почти по-летнему. И вот, вслед за галянтусами и пролесками распустились цветы Первоцветов – Примул. Их имя Primula происходит от латинского prima – первая. А англичане за раннее цветение и красоту называют её primrose (первая роза). На Руси эти цветочки называли баранчиками, видимо, из-за пушистых морщинистых листьев, похожих на шкурки ягнят, или за соцветия, напоминающие бараньи рожки. А немцы прозвали их Schlusselblume – «ключиковые цветы» - потому что цветы весеннего первоцвета (primula veris) очень похожи на связку старинных золотых церковных ключей.
Сложили в Германии и несколько легенд о происхождении первоцвета. По одной из них однажды святой апостол Пётр уронил вверенные ему ключи от рая, которые упали на землю, и на этом месте выросли золотые цветы.
А другое древнегерманское сказание говорит о богине весны, любви и красоты Фрейе – она носила радужное ожерелье, скованное гномами, и открывала золотыми ключами весеннее тепло, а там, где её ожерелье касалось земли, - и вырастали первоцветы – примулы: они и были теми самыми ключами, отпирающими природу после зимы.
Еще один миф рассказывает о юноше, который хотел всё познать, найти ответы на все вопросы и освоить законы созидания и мироздания. Для этого ему нужно было подняться в небеса, пройти по звёздному пути и открыть золотыми ключами ворота в вечность. Он смог выковать золотые ключи и пошёл по Млечному пути. Но звёзды сказали ему: «Не дрожать! Не оглядываться! И навсегда забыть всё – детство, юность, свою землю, родителей!» - дрогнул тут юноша и свалился с небес на землю, а когда пришёл в себя, то увидел, что его золотые ключи превратились в цветы – примулы.
В древности верили, что примула обладает чудодейственной силой и готовили с ней любовные зелья, добавляя ещё вербену, чернику, мох, пшеницу, клевер и мёд. Подобным зельем по преданию древнеримский писатель и философ Апулей приворожил свою жену (60-летнию богатую вдову, на которой он женился в 30 лет), но он сумел оправдаться, произнеся в суде знаменитую «Апологию, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».
Любят эти весенние цветы и в Англии. О них писал в своих произведениях Уильям Шекспир. А особенно примулы стали цениться в 19 веке. Они были любимыми цветами писателя и премьер-министра Бенджамина Дизраэли. Покорили его первоцветы со времён юности, когда он влюбился в красивую девушку, на голове которой красовался венок из примул, и после её внезапной гибели в результате падения с лошади, Дизраэли, в память о своей привязанности, постоянно носил в петлице цветок примулы. А после его смерти ежегодно стали проводиться памятные шествия с примулами, и вся могила его засажена этими цветами. Очень любила их и королева Виктория – она даже прислала на похороны Дизраэли венок из первоцветов с памятной надписью.
Любила эти красивые первоцветы и российская императрица – Екатерина Великая: они росли у неё в оранжерее, а во дворце была целая комната с фарфором, на котором были изображены эти цветы.
А ещё первоцветы могут предсказывать извержения вулканов. Так, королевская примула (primula imperialis или prolifera) с острова Ява расцветает накануне извержения, как полагают учёные, из-за воздействия ультразвуковых колебаний недр земли, ускоряющих движение жидкостей и процессы обмена веществ в тканях растения. А в Грузии пурисула, как по-грузински называют примулу, однажды предсказала землетрясение – когда она неожиданно расцвела, люди, увидевшие это, быстро покинули горный склон и спаслись от разразившегося вскоре бедствия.
Сегодня существуют 545 видов примул с цветами разнообразных размеров, форм и окрасок. Они произрастают от субтропиков до тропических гор, от Гренландии до северной Африки и Южной Америки. Любят они влажные леса, равнины, луга и горные склоны.
И, конечно, растут баранчики и в наших лесах, и на лугах, радуя взоры ранней весной. А если подойти к ним в лунную ночь и прислушаться, то можно услышать пение гномиков, эльфов и фей, которые прячутся в цветах примул – они благодарят любимые цветочки, которые укрывают их от дождя и дают вкусный нектар, и развешивают на них светящиеся фонарики – росинки. И если вы услышите их пение – будете жить в радости и благополучии – так говорит старинная легенда.