18 января 1919 г. открылась Парижская мирная конференция двадцати семи государств, воевавших против Центральных держав. Страны-победители должны были поставить точку в военных действиях. Для рассмотрения вопросов мирного урегулирования участники конференции создали 58 органов, комиссий и подкомиссий, в состав которых вошли представители каждого государства. В общей сложности они провели более 1600 заседаний. Основной формой работы стали дискуссии.
За кулисами дискуссий действовали истинные вершители мира – «большая тройка», в которую входили президент США Вудро Вильсон, премьер-министр Франции Жорж Клемансо и премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж (1863-1945). Когда в принятии важных решений участвовал В. Орландо (премьер-министр Италии), «большая тройка» превращалась в «четвёрку». Глава японской делегации К. Сайондзи также иногда получал возможность присоединяться к «большой тройке». Делегация Советской России в конференции не участвовала. Участники конференции воспринимали советское государство как источник опасности. Поэтому бывшие союзники России в мировой войне приняли активное участие в интервенции, а когда стало ясно, что победить большевиков не удалось, использовали дипломатические меры защиты от «коммунистической угрозы».
Принципы будущего мирного урегулирования обсуждались представителями Антанты ещё в годы войны. Основные идеи сформулировал президент США. «Четырнадцать пунктов» Вильсона включали требования отказа от тайной дипломатии, права наций на самоопределение, свободы торговли и судоходства, ограничения вооружений, создания Лиги Наций – международной организации для поддержания мира и противодействия войне.
Вильсон стал первым президентом США, приехавшим в Европу. Ему устроили восторженную встречу, в его честь проводились манифестации. Но на конференции он часто ставил в тупик европейских партнёров своим «идеализмом», в то время как предложения других представителей «большой тройки» были более конкретными.
Клемансо, прозванный за непримиримость в отстаивании своих позиций «Тигром», добивался компенсации потерь, понесённых Францией за годы Первой мировой войны, и максимального ослабления Германии. Ллойд-Джордж понимал, что чрезмерное ослабление Германии приведёт в будущем к конфликтам, а усиление Франции не отвечает интересам Британии, но должен был учитывать общественное мнение в своей стране, требовавшее наказания Германии. Таким образом, полного единодушия не было даже у лидеров конференции, и каждый из них был вынужден пойти на уступки при выработке текста соглашения.
7 мая 1919 г. мирный договор вручили германской делегации во главе с министром иностранных дел У. Брокдорф-Ранцау. Членам делегации разрешили письменно высказаться по поводу статей договора, но изменить его Германия не могла. Брокдорф-Ранцау отказался подписать договор, объявил о своей отставке и покинул Париж. Лишь угроза возобновления военных действий заставила Германию отправить в Париж новую делегацию. Мирный договор подписали в Зеркальном зале Версальского дворца 28 июня 1919 г., в пятую годовщину сараевского убийства.
В соответствии с условиями Версальского мира Франция возвратила Эльзас и Восточную Лотарингию. Польша получила Верхнюю Силезию и часть Восточной Пруссии. При этом польские земли «разрезали» территорию Германии на две неравные части «польским коридором». Данциг с прилегающей территорией получил статус «вольного города». Вознаграждены были за счет Германии также Бельгия, Дания и Литва. Саар поступал под управление Лиги Наций на 15 лет, его угольные шахты должны были работать в пользу Франции. Земли вдоль западного берега реки Рейн и 50-километровая зона к востоку от реки были объявлены демилитаризованной зоной, все военные сооружения там уничтожались, а войска выводились.
В целом Германия утратила примерно 10% территории, 12,5% населения, 16% угольных копей. Армия сокращалась до 100 тыс. человек, всеобщая воинская повинность отменялась, военная авиация и военно-морской флот практически переставали существовать. На многих немцев, привыкших рассматривать армию как национальную святыню, это произвело угнетающее впечатление.
Сумма репараций первоначально была определена в 269 млрд золотых марок – эквивалент примерно 100 тыс. тонн золота (52% получала Франция). Позже размеры репарационных платежей неоднократно корректировались в сторону уменьшения, их выплаты прерывались бурными политическими событиями ХХ в.
Германия также потеряла все колониальные владения. «Большая тройка» формально поддержала идею Вильсона о справедливом решении колониальных проблем, передав мандаты (права на управление бывшими колониями от имени Лиги Наций) державам-победителям, в первую очередь Англии (с её доминионами) и Франции. Впрочем, как откровенно заметил Ллойд Джордж, «мандаты являются просто маскировкой для захватов».
Принципы, положенные в основу Версальского мира, использовались и при подписании мирных договоров 1919–1920 г. с Австрией (Сен-Жерменский мир), Венгрией (Трианонский мир), Болгарией (Нейиский мир) и Турцией (Севрский мир). Все эти страны лишались значительной части своих территорий, на них налагались военные ограничения и большие репарации. Парижская конференция также санкционировала создание ряда новых государств, возникших на руинах Российской и Австро-Венгерской империй, и определила их границы. Сербия стала ядром нового большого государства – Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия). Страны, участвовавшие в войне на стороне Антанты, получили территориальные приращения. Всё вместе это закрепило складывание Версальской системы международных отношений.
Новые границы в Центральной и Восточной Европе были проведены из сиюминутных соображений и зачастую не учитывали ни истории этого региона, ни этнических границ. Например, Венгрия была наказана тем, что от неё отделили обширные территории, населённые венграми и всегда входившие в состав Венгерского государства, и отдали их соседям – Чехословакии, Румынии, Югославии. В Чехословакии крупное национальное меньшинство составили судетские немцы (проживали в приграничной с Германией Судетской области), в Польше – белорусы и украинцы. В Югославии хорватские националисты говорили о «засилье сербов». В целом около 30 млн человек в Европе оказались на положении национальных меньшинств. Многие австрийцы считали себя немцами и были не против объединиться с Германией, но Версальский договор это запретил.
Примером для государств, желающих добиться пересмотра послевоенных мирных договоров, стала Турция. Севрский мирный договор, заключенный с султанским правительством, лишал Турцию не только арабских владений, но и части земель, населённых турками. Однако национально-освободительная революция ликвидировала султанское правительство, нанесла (с помощью Советской России) поражение войскам Антанты и вынудила великие державы подписать с Турцией новый Лозаннский договор 1923 г., по которому все земли, населённые турками, остались в составе Турецкого государства.
Версальская система — система международных отношений, сложившаяся в результате заключения Версальского договора 1919 г. и просуществовавшая до начала Второй мировой войны. Предполагала соблюдение нерушимости границ государств и их колоний, установленных положениями Версавльского договора, а также разрешение международных споров и конфликтов с участием Лиги Наций.
Державы-победительницы хотели видеть в «малых» европейских странах и противовес Германии, и «санитарный кордон» против большевистской России. Однако новые государства испытывали большие трудности и были слабыми. Следовательно, они могли стать (и в конце концов стали) привлекательной добычей для более сильных соседей.
«Санитарный кордон» — обобщающее название группы национальных государств, образовавшейся под покровительством Великобритании и Франции после распада Российской империи вдоль европейских границ Советской России и сдерживавшей проникновение коммунистических идей в страны Запада в 1920-е – 1930-е годы.
Версальский мирный договор начинался статьями, провозглашавшими создание Лиги Наций. Её главными целями были: защита мира и предотвращение агрессии, разоружение, укрепление международного сотрудничества. Устав Лиги Наций предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги Наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги.
Лига Наций — международная организация, созданная по условиям Версальского договора в целях содействия предотвращению военных конфликтов и укрепления всеобщего мира и безопасности и просуществовавшая с 1919 по 1946 гг.
Предложение Франции о создании вооружённых сил Лиги Наций не было принято. В случае возникновения вооружённого конфликта или его угрозы Совет Лиги должен был принять следующие меры: определить страну-агрессора, подвергнуть её моральному осуждению, использовать финансовые и экономические санкции (все члены Лиги должны были отказаться от экономического сотрудничества с агрессором и от его финансовой поддержки), наконец, прибегнуть к крайней мере – использовать вооруженные силы стран-членов Лиги против агрессии. Особенности принятия решений мешали Лиге Наций оперативно и эффективно влиять на международную обстановку.
В 1919 г. в состав Лиги вошли 42 государства, в начале 1930-х гг. число членов выросло до 59.
Личной трагедией В. Вильсона стал отказ Сената США ратифицировать Версальский мирный договор из-за усиления изоляционизма (нежелания вмешиваться в европейские дела и связывать себя какими-либо обязательствами). Позже, в августе 1921 г., дипломаты США заключили с Германией особый договор, повторявший Версальский, но не содержавший статей, касавшихся Лиги Наций. Таким образом, новая международная организация осталась без инициатора её создания. Без США опека Лиги Наций над подмандатными территориями окончательно превратилась в формальность, так как в Совете Лиги господствовали те же страны, которые теперь управляли этими территориями как обычными колониями.
Версальский договор регулировал послевоенные отношения в Европе и на подмандатных территориях (в бывших колониях стран Четверного союза). Вне Версальской системы остались Тихоокеанский регион и Россия. В 1922 г. страны Запада, убедившись в устойчивости большевистского режима, пригласили представителей Советской России на международную конференцию в Генуе. Там они предложили заплатить долги царского и Временного правительств. В ответ советская делегация во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным выдвинула встречные претензии, указывая на ущерб, нанесённый России странами Антанты в ходе интервенции. Договориться не удалось.
Зато во время конференции прошли переговоры России с Германией. Обе страны были заинтересованы в преодолении своего неравноправного положения в Европе, ставшего результатом Первой мировой войны. В апреле 1922 г. в местечке Рапалло под Генуей был заключён советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений. Оба государства отказались от взаимных претензий и договорились о взаимовыгодных торговых отношениях. Предусматривалось и секретное сотрудничество. В обмен за поставку своих технологий Германия испытывала на территории СССР те виды вооружений, которые она не могла иметь по Версальскому договору.
До Рапалльского договора Советская Россия установила дипломатические отношения только с новыми государствами, образовавшимися после распада Российской империи, или с азиатскими странами, не имевшими международного веса. Договор прорвал кольцо дипломатической блокады вокруг советских республик со стороны великих держав. В 1924—1933 гг. СССР признали все ведущие страны Запада. Последними из них этот шаг сделали США.
Вопросы международного разоружения и гарантии мира на Дальнем Востоке стали основой для созыва Вашингтонской международной конференции (ноябрь 1921 – февраль 1922 г.). Она завершила создание системы договоров, которые подвели итоги Первой мировой войны, поэтому созданная в результате система международных отношений получила название Версальско-Вашингтонской.
В конференции участвовали девять государств, но, как и в ходе Парижской конференции, отсутствовала Советская Россия. Главную роль играли США, Великобритания, Франция и Япония. Последняя в годы Первой мировой войны сумела потеснить с китайского рынка США и Великобританию, навязала Китаю соглашения об экономических привилегиях и закрепила за собой права на Шаньдунский полуостров (германскую сферу влияния в Китае) и бывшие колонии Германии в Тихом океане. Это вызвало недовольство США и европейских держав.
В результате переговоров было подписано три соглашения. «Договор четырёх держав» об уважении прав каждого государства на островные владения в Тихом океане подписали Великобритания, США, Франция и Япония.
«Договор пяти держав» об ограничении морских вооружений подписали США, Великобритания, Япония, Франция и Италия. Устанавливались ограничение тоннажа военных судов и запрет на строительство линкоров водоизмещением более 35 тыс. т. Договор впервые в истории ограничивал морские вооружения и вместе с тем демонстрировал возросшее влияние США. Великобритании пришлось отказаться от своего давнего принципа, согласно которому её флот не должен уступать объединённому флоту двух других крупнейших морских держав.
«Договор девяти держав» затрагивал интересы Китая – участника Первой мировой войны с августа 1917 г. На Парижской конференции китайская делегация рассчитывала на восстановление своего суверенитета – отказ от сфер влияния, вывод иностранных войск и т. д. Но сфера влияния Германии в Китае была передана Японии, а «пожелания» китайской делегации последней даже не обсуждались. Теперь договаривающиеся стороны объявили об уважении суверенитета, независимости, территориальной и административной неприкосновенности Китая, об установлении для всех государств принципа «открытых дверей и равных возможностей» в экономических отношениях с Китаем. Китай обязался не препятствовать перемещениям граждан любой национальности и грузов по своим железным дорогам.
Изменения в положении Китая более всего отвечали интересам США как экономически самой сильной державы и затрагивали интересы Японии. Она не могла смириться с ослаблением своего влияния в Китае и стала разрабатывать проекты создания «Великой Восточно-азиатской сферы сопроцветания» под своим руководством, но с полным изгнанием из региона европейцев и американцев.
Итак, созданная после Первой мировой войны Версальско-Вашингтонская система международных отношений по замыслу была направлена на предотвращение новой разрушительной войны, но содержала глубокие внутренние противоречия.
Версальско-вашингтонская система международных отношений представляет собой тот мировой порядок, который установился после Первой мировой войны. В ее основу лёг Версальский мирный договор 1918 г, а также договоры с союзниками Германии и соглашения, заключенные на Вашингтонской конференции 1921-1922гг. Разделялась она на две части – европейскую (Версальскую) и американскую (Вашингтонскую).
В основном Версальскую часть формировали Англия, Франция, а в Вашингтонской присоединились США, то есть страны, победившие в войне. Интересы побежденных, а также образовавшихся после нее государств при этом игнорировались. Ситуация осложнялась результатом Великой Октябрьской социалистической революции в России.
Позиция победителей и по отношению к побежденным, и по отношению к коммунистической России предопределила в дальнейшем реваншистскую политику Германии и массовое усиление коммунистических партий в Европе. США при этом самоустранились из Версальской системы, а ее антигерманская направленность увеличивала возможность начала новой войны. Германия оказалась в изоляции и состоянии кризиса.
Франция и Англия использовали новые европейские государства одновременно в двух направлениях – против реваншизма Германии и против коммунизма в Советском Союзе.
Она, по сути, полностью охватывала Азиатско-Тихоокеанский регион. У нее, как и у Версальской, были свои проблемы и противоречия: это позиция Китая, по защите своих территорий и дальнейшего политического курса развития страны, японский милитаризм, изоляция Америки и т.п.
Эта система сложилась по итогам Вашингтонской конференции (длилась с ноября 1921 года по февраль 1922). Она созывалась для рассмотрения проблемы баланса сил в Тихоокеанском регионе после войны и решения вопроса об ограничении морского вооружения.
Первый из них подписали Великобритания, США, Франция и Япония. Он устанавливал статус кво в отношении права владения тихоокеанскими островами. К “Договору пяти государств” присоединилась Италия. Он закреплял лидерство Британии и США на море и ограничивал морского вооружение.
К последнему договору присоединились Бельгия и Голландия, Китай и Португалия,. Но касался он именно Китая, принципы суверенитета которого прочие страны обязывались уважать.
Несмотря на свой экспансионизм, Япония сохранила хорошие отношения со всеми, кто боролся за влияние в интересующем ее регионе.
Как и у всякой системы, у нее были свои плюсы и минусы. Так, позитивными моментами было создание условий для того, чтобы стабилизировать международные отношения, и завершить процесс мирного урегулирования конфликта. Кроме того, мировые державы на время отказались от идеи использовать войну для разрешения противоречий между ними и создали Лигу Наций – международную организацию для поддержания мира и безопасности.
К негативным проявлениям следует отнести противоречивость и непрочность этой системы, которая основывалась на учете интересов стран-победителей, что в свою очередь усиливало их противоречия с побежденными.
Официальной датой ее распада считается конец 1938 года. Это привело к тому, что образовались два блока великих держав, а в конечном итоге – ко Второй мировой войне.
Причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы:
- Неравенство между странами. Договоренности, заключенные в рамках Версальской системы, не учитывали неравенство между странами и не удовлетворяли интересы всех участников
- Недостаточный контроль над вооружениями. В рамках Версальско-вашингтонской системы были установлены ограничения на вооружение стран, однако, эти ограничения не смогли предотвратить гонку вооружений и рост агрессии между странами
- Национальные интересы. Многие страны, включая США, начали придерживаться политики национальных интересов, что противоречило духу Версальско-вашингтонской системы. Это привело к укреплению национализма и возрастанию напряженности между странами
- Отсутствие международных институтов. Версальско-вашингтонская система не предусматривала создание международных институтов, которые могли бы регулировать конфликты между странами и укреплять мировой порядок
Значение Версальско-вашингтонской системы:
- Разрядка послевоенной напряженности
- Обновление принципов международных отношений (признание права на самоопределение народов, отказ от войны как средства разрешения конфликтов)
- Создание независимости ряда европейских государств