Найти тему

Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

ГНЕВ 

Ветхий Завет воспрещал грубые последствия гнева: Господь воспретил самое сердечное действие страсти.

Коснение страсти гнева в человеке отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию. 

Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть. 

Действие крови на душу вполне очевидно при действии страсти гнева и помыслов гнева на кровь, особливо в людях склонных к гневу. 

Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в таком душевном устроении различные унизительнейшие искушения.

ГОРДОСТЬ

Горделивому праведнику, то есть, грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель.

Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения. 

Всякий человек более или менее склонен к прелести: потому что самая чистая природа человеческая имеет в себе нечто горделивое. 

Как гордость есть вообще причина прелести: так смирение – добродетель, прямо противоположная гордости – служит верным предостережением и предохранением от прелести. 

Отсутствие плача, насыщение самим собой и наслаждение своим, мнимо-духовным состоянием обличают гордость сердца.

Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. 

Гордость есть смерть души в духовном отношении: душа, объятая гордостью, неспособна ни к смирению, ни к покаянию, ни к милости, ни к какому помышлению и чувству духовным, доставляющим живое познание Искупителя и усвоение Ему. 

Как гордыня есть по преимуществу недуг нашего духа, грех ума: так и смирение есть благое и блаженное состояние духа, есть по преимуществу добродетель ума. 

Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины. 

Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами. 

Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием. 

Молитва гордых уничтожается рассеянностью. Они лишены власти над собою: не повинуются им ни мысли их, ни чувствования. 

Удел несчастных горделивцев, преисполненных самомнения и плотского мудрования – вечная смерть, смерть души, состоящая в решительном отчуждении от Бога, в усвоении себе ненависти к Богу и человечеству, той ненависти, которою заразил себя сатана и которую он сообщает всем, вступившим в общение с ним. 

Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочные самомнение, самолюбие и гордость. 

Возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих от нашей гордости, от нашей слепоты. 

Молитву памятозлобного святой Исаак Сирский уподобляет посеву на камне. То же должно сказать и о молитве осуждающего и презирающего ближних. Молитве гордого и гневливого... не внимает Бог. 

Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в таком душевном устроении различные унизительнейшие искушения. 

Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями. 

Бог, взирая на преткновения человеческие... попускает их как противоядие, которыми изгоняется гордость, самость.

...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/34