Найти тему

Как превратить дрессировку в танец?

Оглавление

Зоопсихолог-адаптивист работает в первую очередь с состоянием зверя, и все выполняемые упражнения для нас средство, а не цель. подробно об этом мы писали здесь. Когда я занимаюсь с Фирином фристайлом, то хочу соединить одно с другим – добиться и техники и состояния. Это очень сложная задача, как для меня самой, так и для собаки.

Мы с Фирином на Дог-фесте в 2023 году
Мы с Фирином на Дог-фесте в 2023 году

Занимаясь коррекцией проблемного поведения, я привыкла не обращать внимание на технику выполнения команд. Поэтому обратилась за помощью к Юлии, которая учит и контролирует меня, не давая улететь в размытую нечеткость. Она задаёт критерии работы, без которых мы с Фирином чувствуем неуверенность – выполнено задание или нет.

Фирину фристайл нелегко даётся по двум причинам: неестественность движений для собаки и стереотипность. Неестественные движения приходится тщательно разучивать, иначе ничего не выйдет. Даже если хорошо наработать навык, он остается трудным для собаки – ей приходится каждый раз преодолевать конфликт мотиваций: естественное побуждение пойти кратчайшим путём или выполнение команды.

Стереотипность у Фирина выражена сильнее, чем должна у кане корсо. Это связано с гиперэмоциональностью. На любую сложность он реагирует эмоциональнее, чем этого требует ситуация, поскольку очень неуверенный в себе пёс. Естественно, Фирин очень быстро устаёт. Поэтому ему проще вообще не думать, а во всём положиться на мои подсказки. В повседневных ситуациях его спасают стереотипы – однозначные программы поведения, которые позволяют не думать, а значит не сталкиваться с крайне неприятными эмоциональными состояниями.

Эта тенденция проявляется и в наших занятиях фристайлом. Как только мы нарабатываем одну программу поведения, Фирин её запоминает и дальше стремится воспроизводить на автомате. Сама программа может быть сложная, но Фирину повторять её легче, чем сделать что-то новое. Если программу наработать слишком хорошо, он ещё и разгоняется, не замечая ничего вокруг. Остановить его раньше, чем он закончит всю последовательность, крайне сложно. Соответственно, вписать его в музыку тоже не выйдет – скорее мы с музыкой будем вынуждены подстраиваться под стереотипы собаки.

Мы пошли своим путём. Сначала нарабатываем последовательности, но не слишком жестко, потом меняем. Таким образом я развиваю у Фирина гибкость, которой ему так не хватает. То есть создаю стресс, подбирая именно те задания, которые для него сложны, но дозирую нагрузку. В итоге Фирин справляется с каждым разом всё легче. Результат уже чувствуется – Фирин не разгоняется так сильно, его гораздо легче остановить почти в любой момент, при этом он выдерживает большую нагрузку. Его психика стала правильнее распределять усилия.

Я хочу это проиллюстрировать на конкретном примере. Во Фристайле есть позиции «плечо» и «чоп» – они зеркальны позициям «рядом слева» и «рядом справа», но проводник движется от собаки, которая находится впереди него. Мы с тренером учили эти позиции с таргетом с начала лета 2023 года. И уже пробовали в движении ненадолго убирать таргет, но Фирин быстро начинал сбиваться, поэтому таргет возвращали. Зная свою собаку, я пошла «напролом». Сначала таргет заменила на «подсказку рукой», а потом убрала руки наверх, освободив их для танца. Это можно посмотреть на видео:

Я ввожу по одному изменению (убрала подсказку рукой, руки сверху и двигаются, движение боком и т.д.) и каждый раз показываю Фирину правильную позицию. Когда мне необходимо ему подсказать, я стараюсь тоже делать это по-разному. Всё с одной целью – чтобы он смог обобщить. Что бы ни происходило, главное – сохранять позицию, ориентируясь на моё бедро. Я хочу, чтобы Фирин выявил главный критерий, когда он находится в позиции. Он же склонен запоминать в мельчайших деталях: как я стояла, где были руки, был ли таргет и т.д., без которых потом не может вспомнить, что надо делать.

Есть собаки, которым этот переход даётся легче, для Фирина он крайне сложен. Ему всегда необходима помощь в освоении общих закономерностей. Если не помогать – он просто будет запоминать отдельные схемы, не связывая их между собой. Вспоминаю, как я добивалась от него, чтобы он не подбирал с земли. Однажды случился прогресс, и Фирин запомнил, что вот эту конкретную какашку хватать нельзя, но не распространил свой вывод на все остальные. Дальше был долгий путь к тому, чтобы он обобщил – других какашек (и не только их) запрет тоже касается. Вот и с позициями во Фристайле мы проходим те же стадии. Это я делаю для того, чтобы я могла танцевать, а Фирин не впадал бы от этого в ступор, а гибко встраивался в мои движения.

Чтобы раскрыть суть нашего подхода, мне нужно обратиться к терминам обучение и научение. Если мы задаём очень конкретные критерии выполнения задания и создаём условия (наведение, рамка), чтобы собака сделала именно так, как нам нужно – это обучение.

Я стараюсь по возможности использовать научение – самостоятельную инициативу собаки и её собственные догадки. Поэтому мне нужно хвалить собаку за действие, приближенное к правильному. Если требования будут слишком жесткими, Фирин никогда не сделает правильно, а значит у него не будет шанса получить похвалу, и он откажется работать. Поэтому сначала идёт каша из большого числа ошибок, и только потом что-то похожее на правду, из чего можно выбирать. Тот же самый принцип используется в шейпинге.

Когда используется научение, собаке приходится вспоминать свой опыт и самостоятельно придумывать, как его применить в слегка изменённых обстоятельствах. Поскольку я не нарабатываю программу слишком жестко, нужный вариант не включается автоматически, собаке приходится пропускать его через голову. Таким образом я добиваюсь, что собака его хорошо запоминает, при этом сохраняет внимание и гибкость.

Соблюдая баланс (новизна/наработка привычных навыков), мы постепенно расширяем возможности собаки, при этом не перегружая её. В занятиях с тренером мы делаем то же самое, но медленнее. Просто потому что я прицельно работаю с проблемой Фирина, превращая занятия фристайлом в коррекционные упражнения. А с тренером мы нарабатываем навыки.

Наши цели по сути противоположны – у меня уклон в развитие гибкости, у Юлии наоборот уклон в закрепление определённых стереотипов. При этом мне важно не превратить гибкость в хаос, а Юлии важно сохранить гибкость, чтобы потом учить разные танцы. Здесь мы сходимся. И без долгой наработки позиций «чоп» и «плечо» на таргете под руководством Юлии не был бы возможен переход, который мы осуществили на видео. В трюковой дрессировке без техники не обойтись. Сама собака не предложит правильный вариант, для неё он слишком нелогичный.

Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.

В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в скайп kiva-vilya1 за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.