Для того, чтобы успешно вести любую деятельность в наши дни, важно понимать, в какой ситуации мы находимся. Разобраться в окружающей среде можно, лишь описав ее. Желательно кратко и понятно. Именно это пытались сделать авторы акронимов VUCA, BANI и SHIVA (см. ниже).
Креативность, критическое мышление, способность быстро гибким и навык рассматривать проблемы с разных сторон максимально важны в современном SHIVA мире. Но еще более важно уметь эффективно общаться с людьми, поэтому ценность человеческого общения сейчас высока как никогда.
Как оценить, что действительно важно в окружающей нас сложной среде, а что можно не принимать во внимание?
Начнем с небольшого экскурса в теорию менеджмента, а именно с, наверное, многим из вас знакомым концептом STEP анализа.
В последнее время принято расширять данную модель до STEPLVE, где:
- S – от английского social. Социальные, общественные.
К этим факторам можно отнести демографию, мобильность населения, уровень жизни в стране и регионе.
- Т – от английского technological. Технологические.
К данной группе можно отнести науку, технику, изобретения и инновации.
- Е – от английского economical. Экономические.
Макроэкономические показатели и предпосылки к их изменению, безработица, инфляция, жизненный цикл компаний.
- Р – от английского Political. Политические.
- L – от английского Legal. Законодательные.
- V - от английского Value. Ценностные.
- E - от английского Ecological. Экологические.
Модель STEPLVE факторов позволяет нам понимать влияние трендов, в рамках которых мы существуем. А тренд - это когда “что-то где-то меняется как-то”.
Итак, тренды, в контексте которых мы существуем в данный момент времени, и которые влияют на человеческое общение.
STEPLVE
- S - социальные: “одиночество в сети” - де-факто мы все более одиноки, хотя социальные сети и создают нам иллюзию сопричастности. Развиваются цифровые навыки общения, но снижаются способности к офлайн-общению
- T-технологические: ускорение коммуникаций - дотянуться до любого человека в любой точке земного шара как никогда просто и быстро, достаточно лишь написать ему в социальной сети. Мы постоянно доступны для связи через мессенджеры, все чаще вовлекаемся в несколько проектов одновременно, количество наших “цифровых” друзей растет. При этом снижаются глубина и продолжительность контактов. Последствия - “цифровая перегрузка” и рост ценности живого общения. С другой стороны, с помощью технологий знакомиться нам стало проще, и поэтому количество наших контактов постоянно растет, но большая часть из них поверхностные. В среднем мы имеем сейчас 1500 контактов в телефонной книге и несколько тысяч френдов в различных социальных сетях. Стремительная цифровизация нашей жизни также накладывает дополнительные сложности на взаимоотношения между старшим и младшим поколениями (младшее живет преимущество в онлайне, старшее - в офлайн, хотя последние несколько лет также стремительно “цифровизируется”; например, моя мама в 65 лет освоила телеграм).
- E - экономические: благодаря упрощенной коммуникации вследствие технологической революции доходы населения в регионах увеличиваются (теперь, чтобы нормально зарабатывать, необязательно переезжать в крупные города). Более того, можно зарабатывать исключительно в социальных сетях (например, блоггеры). Растет роль и возможность монетизации личного бренда
- P - политические: ограничения на перемещения. Мы, к сожалению, уже не так свободны в своей логистике по миру, что усиливает и без того важную роль онлайн-общения
- L - законодательные: запрет на ряд иностранных социальных сетей, где мы привыкли к общению, например
- V - ценностные: рост ценности свободного времени и “цены” soft skills (мягких навыков), разная “система координат” у поколений X, Y и Z.