Старец обвинил «народного батюшку» Ткачева в немалых преступлениях перед совестью и людьми. Написав открытое письмо тому и разместив через платформу Ютуб под роликами Ткачева. Сделав это неоднократно.
Ткачев, который мог бы отреагировать, чтобы снять с себя обвинения и кривотолки, удивительным образом промолчал.
В этой истории есть один существенный момент, который ужаснул.
Но обо всем по порядку.
Неравнодушие старца Афанасия.
Еще в 2011 году, афонский старец Афанасий, в своем LJ написал статью «Сейсмологи духовные или пастыри – волки», в которой заметил про пороки современной церкви и необходимость бдительности к пастырям. Ибо можно довериться «пастырю-волку», который не спасет, а загрызет.
В той статье, 2011 года, афонский старец Афанасий критически рассматривает деятельность протоиерея Андрея Ткачева, ставшего «вещателем православия» в России. Смотрит на его биографию и мотивы его миссионерства. И…не видит пастыря. Но «волкопопа» и «иероподполковника», нанятого на «служение» заинтересантами. Старец задумывается дальше и...понимает цель такого найма.
Удивительное наблюдение.
Удивительным является то, что и старец Афанасий, и миссионер в России Андрей Ткачев этнически являются украинцами. При этом оба говорят о России и русском народе, и его православном христианстве.
Первый, Афанасий, бандитствовал в 90-е, вел жизнь худую, но покаялся и в покаянии своем пришел на святой Афон. Став молитвенником и старцем православным.
Второй, Ткачев, был неучем, неприкаянным, учился в одном ВУЗе – недоучился, выгнали за прогулы. То военным быть хотел, то пропагандистом. В общем, неприкаянный. Не мог найти себя. Нашел в церкви. Ну, нашел и нашел. Слава Богу, как говорится. Вел бы церковнослужение, как и положено священнику. Но занялся другим при церкви: начал миссионерствовать. Его миссионерство было с политическим оттенком. Миссионерствовал Ткачев против власти своей страны, Украины. На Крест не захотел «за правду». Его пригласили в Россию. Такие были нужны. Перебежчики. И в России у него пошло миссионерство. Появились влиятельные люди за ним, создавшие ему возможности, которые помогают ему в его деятельности.
Итак, один, Афанасий, покаялся и ушел в монахи, став старцем. То есть стал исправлять свою жизнь.
Другой, Ткачев, – перешел из одной страны в другую, занимается православным миссионерством. То есть пытается влиять на исправление жизни других людей. Не в своей, а в чужой стране.
Разнесение Андрея Ткачева.
Итак, еще в 2011 году старец Афанасий Афонский заметил что-то неладное в деятельности прот. Андрея Ткачева. Стал наблюдать за ним. Писал ему – задавая вопросы: «Андрей Юрьевич, чьих Вы будете? И чем занимаетесь в православии? Кому служите?». Но Ткачев не отвечал на эти вопросы.
Тогда старец Афанасий уже апреле 2019 года написал в статье своего LJ что представляет из себя Андрей Ткачев. Сделал определенные выводы на основе 8 летних наблюдений.
Сформулировал он кратко это так:
Ткачев, мы на Карульях считаем, что ты внедрен конторой в Церковь для формировании нового "православного" сознания. (ссылка на источник). Не ты первый... Увы, и последним не будешь... За последние три десятка лет вас, волкопопов, набежала в Церковь целая стая. Сами не спасаетесь и людей от спасительного пути уводите.
И если ты не ответишь мне публично, значит мы не ошиблись!
(цит. по "Открытое обращение карульского старца Афанасия к Андрею Юрьевичу Ткачеву", LJ m_athanasios, апрель 2019)
Что старец Афанасий называет «новым православным сознанием»? Неофарисейство. Внешнее благочестие при внутренней духовной пустоте.
Старец Афанасий исходит из той конспирологии, что Ткачев работает на контору и специально меняет сознание людей не на православное, а на подмененное, неофарисейское.
Старец замечает, что по самому поведению Ткачева видно, что тот мизантроп, людей не любит. Хотя православный священник не имеет права быть мизантропом.
Старец, в своей риторике, использует всякие обидные выражения типа «волкопоп», «иероподполковник» и «брехоуст».
У Ткачева, как известно, есть народное прозвище (поданное с чей-то легкой руки) «Златоуст 21 века». Подразумевая, что он похож по красноречию на святого и святителя 4-5 веков Иоанна Златоуста.
Старец Афанасий обыгрывает это «народное лестное прозвище» иначе: брехоуст.
Действительно, не могу назвать Ткачева красноречивым. И может ли он в этом сравниться со Вселенским учителем 4-5 века святителем Иоанном Златоустом?
Но могу заметить другое из жития святителя: святитель Иоанн обличал власть имущих своего времени (царицу Евдоксию, иерархов своей современности), имел конфликты с церковноначалием, обличая правду в глаза. Делая это метко и сильно.
Его дважды отправляли в ссылку. За счет проповедей он умел утихомиривать народ, чтобы поступали мудро, а не агрессивно. Народ слушал святого Иоанна.
Всего этого заметить в Андрее Ткачеве трудно (кроме, пожалуй одного - прямолинейности, в этом они похожи). Он, вероятно, просто успешный пропагандист, каких немало сейчас, но назвать его вторым Златоустом – не менее, чем святотатство. Ни по красноречию, ни по праведности, ни по духовной высоте.
Наверное, мы плохо знаем того, настоящего Златоуста, что позволяем себе такие нерелевантные сравнения. Стоит прочитать житие святого Златоуста и его труды?
Мои комментарии.
Вы можете согласиться или опровергнуть – пишите в комментарии к статье.
Старец Афанасий зашел в критике своей слишком грубо. Чтобы представить такие обвинения надо иметь твердые факты.
У многих есть догадки, что Ткачев – «успешный проект РПЦ». Но это лишь догадки. Поэтому многие держатся аккуратно и осторожно с проповедями Ткачева, задумываясь над тем, на кого он работает и является ли он «народным». Все это мы сможем доподлинно узнать, когда с этой правды будет снят гриф «конфиденциальности». Поэтому сейчас, обвинений никаких предъявить Ткачеву никто не может. Только проявлять личную осторожность, слушая «народного батюшку».
Старец, Афанасий, и в том его ошибка, догадки и домысли выставляет как факты обвинения. На мой взгляд это неправильно с точки зрения права, логики и общей культуры.
Что старец ждет от Ткачева?
Ткачев, даже если он работает «на контору» никогда об этом не скажет. Конфиденциальность. Отвечать на комментарии не будет, так как «смолчишь – за умного сойдешь». (Хотя верно и другое: «молчание –знак согласия»). Во многих неопределенных случаях эта тактика (молчать) хорошо подходит. Да, и зачем ему? Он нашел вторую Родину в России, сбежав со своей, и у него хорошо идут здесь дела. Есть поддержка. С точки зрения успеха деятельности (неважно с каким моральным знаком) он успешен. Посмотрим, что будет дальше, и как.
Что ужаснуло?
Ужаснула меня сама риторика.
Когда говорит Ткачев – то говорит грубо, по-мужицки. Так Златоуст не говорил. Он был оратором и аскетом. У него культурная, а не мужицкая речь. У Ткачева - режет ухо. Да, и говорит Ткачев безапелляционно.
Но его визави, старец Афанасий – не лучше. Он тоже груб. У него лексикон с примесями бандитского сленга. Вроде обращается к визави по имени отчеству (Андрей Юрьевич), как бы уважительно, но дальше – пошло, поехало. И он тоже безапелляционен. Побеждать визави стоит не переходом на его низкий уровень, а с высоты. Высоты Афона. Этого не увидел.
Так я вот грешным делом подумал: разве низконормативная лексика является прерогативой христианства вообще и современного в частности?
Ведь Бог Слова. Но это Слово не сленговое, не грубое, не низкопробное.
Если такая риторика продолжится – от старцев ли, миссионеров или священников, то и слушать такие слова и выражения станет противно. В них нет высоты и красоты, чистоты и света истинной христианской культуры. В них грязь и поток пропаганды, примитивная омирщвленность низкого качества. А Бог и культура где-то в стороне.
Что думаете?
Пишите в комментариях.
Ставьте лайки.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями и приглашайте на Дзен канал.
Добра всем.