Вопрос заголовка этой статьи входит в репертуар сопротивления любителей музыки, вынужденных столько раз - и каждый раз более неохотно - оправдывать свои наклонности, как будто если бы преданность классической музыке - это патология ИЛИ аномалия, о чем свидетельствуют повадки серийных убийц в изысканных фильмах типа «Молчание ягнят».
Меломания - уже тревожная черта личности, вызывающая подозрительное отношение. Непонимание возникает прежде всего из-за семантических и даже концептуальных ограничений «классической музыки», поскольку она противопоставляется «современной музыке» мейнстрима, как некая архаичная, агрессивно-консервативная позиция.
Тем не менее, здесь появляется мысль о парадоксе происходящего. Парадоксально, но современная музыка очень мало современна: она существует в жестких рамках ограничений - ритмических, мелодических, гармонических и динамических. Она очень мало современна по своему хроматизму, по уровню сложности, конструкции, по поверхностности (лайтовости) и зачастую невнятности интерпретаций.
В современной мейнстрим музыке преобладает ярко выраженная механистичность взаимодействия актуального и модерна. Эта механистичность сжирает все достижения "прошлой", "классической" музыки и представляет их в деградированном виде.
Человечество питается достижениями прошлого: оно не превзошло метафизическую вне-временность Баха, глубину эстетизма Моцарта в его гуманизме или раскаленный кратер Бетховена. Современность этих авторов неизбывна; то же самое можно сказать про Вагнера и его изучении тональности, и про отрыв Берга в экспрессионизм.
Слушать «классическую музыку» - не значит раскачиваться в кресле-качалке, находясь в полном трансе, смотря на восход солнца, или ставить себе классику фоном, во время занятий биологией.
Консерваторские привычки тут тоже ни при чём.
Это глубокий, если не экстремальный опыт - переживание, доступное каждому человеку, интересующемуся прекрасным, стремящемуся к самореализации и развитию. Переживание приятное и болезненное, гедонистское и духовное. Игривое и требовательное.
В то время как само определение «классическая музыка» представляет собой полную неопределенность.
По факту, эта фраза, которая используется при прослушивании "только" классической музыки, вводит в заблуждение, предполагает, что меломан как минимум интересуется тетраграммами Гвидо д'Ареццо (XI век) -(не будем уходить в дебри древнего Египта) до последней премьеры Джорджа Бенджамина (2018).
Современная и модернисткая музыка, самая свежесочиненная - Куртаг, Сивак, Циммерман или Видман - также подпадают под это определение.
После прослушивания этой музыки, безусловно являющейся "классической", останутся ли у вас ассоциации классической музыки с грациозной, но оторванной от реальности метафорой поездки в карете или с периодом ортодоксальной классики, расположенным где-то между барокко и романтизмом?
Нам, меломанам, не хватило бы лет жизни, чтобы послушать все произведения великого Телеманна. Конечно, нет никакой необходимости посвящать жизнь целиком и полностью прослушиванию репертуара этого немецкого композитора.
Но совершенно точно то, что меломаны потрясены и даже бывает чувствуют большое огорчение от того, что невозможно прослушать всю сочиненную в мире музыку.
С другой стороны, ожидание новых для нас произведений - неиссякаемый источник новых персональных открытий .
Наша приверженность музыке, с ее культурными экстраполяциями - искусство, литература, кино ...- и с ее определенного рода обязательствами, подразумевают образ жизни. Многие меломаны даже полностью посвящают себя музыке, стремясь таким образом сделать свое существование совершенно блаженным.
Я не включаю в эту категорию меломанов, которые ставят социальный обряд превыше всего или тех, которые до сих пор считают Шенберга современным композитором.
Очевидно, что догматизм атональности и закрытость некоторых передовых отрядов композиторов дезориентировали любителя, который мурлыкал Верди в ванне, но этот процесс сопротивления «современному» языку труднее найти в других дисциплинах.
Видится прямо какой-то заговор в абсурдном ограниченном измерении «классической музыки».
Мне хотелось бы слушать только "классическую" музыку. Я не могу этого сделать. Среда обитания, где я нахожусь, как и любой другой субъект в моей ситуации, страдает от неописуемого звукового загрязнения - это называется мелеофобия - от устрашающей доминирующей культуры. От модной песни, конъюнктурной поп-музыки никуда не деться. Ни от музыки, раздающейся летом "из всех утюгов", ни от кластеров мейнстрима в зимних общественных пространствах. Я знаю песни Шакиры. Мне не удалось уйти от «тем» Пабло Альборана.
Я живу на осадном положении, возможно, в назидание моим музыкальным извращениям.
При создании статьи частично использованы материалы из блога Рубена Амона (газета El Pais, 2018)
Если статья понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк, а также подпишитесь на наш телеграмм канал, там вы найдёте анонсы моих предстоящих концертов: https://t.me/CarloDonofrio
Приглашаю Вас послушать записи моих выступлений на нашем канале в Дзен: https://dzen.ru/carlosdonofrio