Найти тему
Сергей Михеев

Отрекся ли Дуров от России? Интервью Карлсону

Небезызвестный американский журналист Такер Карлсон завел свой официальный Telegram-канал. Один из первых постов там - это почти часовое интервью с основателем Telegram, бывшим основателем соцсети «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Интервью Такер брал в Дубае, где находится офис Telegram. В интервью Дуров рассказал, что идея о создании Telegram пришла к нему, когда он ещё находился в России, и была связана с желанием разработать безопасную и независимую платформу для коммуникации. Косвенно он подтвердил, что и сегодня спецслужбы при настойчивом желании могут любой мессенджер взломать и смотреть, что обсуждают пользователи. Дуров рассказал, что хотел обосноваться в США, но передумал после нападения уличных грабителей в Сан-Франциско. Предприниматель предположил, что спецслужбы хотели через технического сотрудника мессенджера получить доступ к системам и базам данных Telegram. Американские службы проявляли к нему слишком пристальное внимание, и он из США перебрался в Дубай. Предприниматель подчеркнул, что наибольшее давление на соцсети оказывали не правительства различных государств, а американские корпорации Apple и Google. Технологические компании неоднократно требовали от руководства соблюдать их рекомендации, и, если мы не будем соблюдать их «правила» (как они это называют), они удалят Telegram из магазинов приложений — и доступа к нему лишится большая часть мира.

Сергей Михеев: Дуров сказал, что он не пророссийский, Telegram не пророссийский. Я так и думал, учитывая их подход к тем или иным вещам. Может быть он глубоко законспирированный агент! Как по мне, то если человек с русской фамилией, русским именем, родившийся и выросший здесь, получивший здесь образование, научившийся что-то делать, заработавший деньги, убеждает, что он «не пророссийский» - это дурно пахнет. Можно критиковать какие-то политические, экономические моменты, но отрекаться от своей родины - это никогда никому славы не приносило и во все эпохи, во всех народах и странах воспринималось в лучшем случае с кривой ухмылкой, а в худшем - с брезгливостью.

Он не отрекается от Родины, не говорит, что «Россия плохая, и я полностью с ней разорвал связи». Он говорит, что наш мессенджер Telegram неподвластен ни одной спецслужбе: ни российской, ни китайской, ни американской. Про это речь идет.

Сергей Михеев: Я понял. Насколько мне известно, Telegram давно взломан: все читают что хотят, могут влезть куда угодно. Легенда о Telegram, что он якобы невзламываемый и секретный, реальностью не подтверждается. Может быть это сложнее для кого-то, но те, кому реально надо, давно нашли подходы к этому. Я всегда считал, что Интернет-субкультура опасная и порочная, а люди доверяют этому пространству свои тайны, моменты личной жизни, становясь уязвимыми. Если кому-то что-нибудь, как-нибудь, где-нибудь надо, то обязательно найдут, посмотрят, скомбинируют. Это само по себе уже небезопасно.

Интересное откровение насчет США. Оказывается, в США всё не так демократично, как хотелось бы, а у нас многие продолжают бредить Америкой.

«Свободные либеральные СМИ».

Сергей Михеев: Я напомню, как заблокировали Трампа в Twitter и повырубали ему всё, что можно. Карлсона разве активно не прессовали? Он сейчас ушел на «вольные хлеба» не от хорошей жизни, а потому что его выгнали отовсюду и не дали работать. Хотя ясно, что он медийная фигура большого масштаба и нашел себя.

По поводу Google и Apple Дуров прав. Эти транснациональные корпорации-гиганты стали приобретать внегосударственные черты - такая «вещь в себе», электронное надгосударство. Руководят этим не программы, а люди. Какими бы они ни были (известными, неизвестными, могущественными), они подвержены одним и тем же страстям. Когда у вас в руках появляется огромное количество ресурсов, вы подвержены соблазну безграничной власти. А особенно в случае с Google и Apple эта власть анонимная и ещё страшнее. Одно дело, когда человек на виду - сидит, говорит, вы знаете его имя, фамилию, отчество. Другое дело, когда его не видно, не слышно, и это искушение быть «закулисным кардиналом», который все это «разводит».

Я думаю, что владельцы цифровых корпораций находятся в этом состоянии. Соблазн тайной власти над целым миром сложно контролировать. Из чисто меркантильных соображений эти надгосударственные цифровизаторы, цифровые империи опасны как для обычных людей, так и для государства или групп государств. Это закулиса.

Может быть это и есть транснациональные цифровые…

Сергей Михеев: Я не верю в единое монолитное мировое правительство, где люди в балахонах, надвинутых на глаза, собираются в подземелье. Но точно есть закулисные мощнейшие группы влияния, которые периодически друг с другом конфликтуют, а иногда координируют усилия. Новая цифровая элита одна из них, и она вступила в ситуацию управления миром. Управление неявное, непрямое, а очень завуалированное, хорошо замаскированное по оказанию «добрых услуг», и оно предъявляет свои права на то, чтобы участвовать в политике. В Штатах об этом заговорили напрямую в связи с казусом Трампа: когда его заблокировали, в Америке стали писать, что «у нас появилась новая сила». Контролируется она кем-то или не контролируется, сами ли они принимают решения или являются инструментом в чьих-то руках, это можно обсуждать. Я думаю, что те, кто лучше это знают, очень быстро замолкают, добровольно или недобровольно.

В США много писали, что появилось мощнейшее цифровое лобби, которое требует своего куска власти и влияния, публичного или непубличного. Остается открытым вопрос: кто-то это взнуздал и применяет, или кто-то с этим договорился, или они действуют самостоятельно? Они являются частью невидимой власти. А как это происходит, мы знаем на собственном примере - это поисковики. Все прекрасно понимают, что есть алгоритмы поиска, а объективного поиска нет. Можно поднять запрос, а можно опустить, и это будет зависеть от субъективной воли тех, кто этим управляет, а не от объективного цифрового механизма какой-то программы. Вот вам и власть! И через это формируются ваши взгляды, ваше мнение, ваши предпочтения. Это первое.

Второе: контроль. Они собирают информацию о всех нас, и это в телефоне всплывает постоянно.

Массивы компромата.

Сергей Михеев: И массивы компромата, и способы управления, и, если надо, вас выцепят из этой ситуации и займутся вами лично. Это тоже мощнейшая власть, и то, что они этим обладают, это у них в руках, потенциально опасно. Здесь я с Дуровым согласен.