Гнедич Hиколай Иванович (1784 – 1833)
Поэт, переводчик. Мастер жанра поэтической элегии. В 1829 г. опубликовал стихотворный перевод «Илиады» Гомера размером подлинника (гекзаметром). Работал в Императорской Публичной библиотеке. Переводил пьесы В. Шекспира и Ф. Шиллера. Обучал сценическому искусству трагическую актрису Е. С. Семенову.
Был дружен с многими замечательными литераторами того времени. Известно, что проститься с ним на Тихвинское кладбище пришли А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. Н. Оленин и многие другие.
Надгробие в виде жертвенника с вазой-светильником и барельефным портретом работы скульптора Антона Андреевича Иванова установлено на средства собранные по подписке, о чем свидетельствует надпись на постаменте
"От друзей и почитателей"
В 1961 году барельефный портрет был заменен копией. Оригинал находится в музейной экспозиции "Знаки памяти"
Горбунов Иван Федорович (1831 – 1895)
Актер, писатель, основатель литературно-сценического жанра устного рассказа. Артист Александринского театра. Занимался историей русского театра, основал первый в России театральный музей.
Первоначально был похоронен на Никольском кладбище. Перезахоронен в "Некрополе мастеров Искусств" в 1936 году. Старое надгробие не сохранилось и в 1951 году на могиле был установлен саркофаг полированного темного гранита с выпуклой крышкой с изображением насечкой 4-конечного креста и филенкой на южном торце.
Надпись "Артистъ Императорскихъ Театровъ Иванъ Феодоровичъ Горбуновъ / скончался 24 Декабря 1895 г." выполнена с соблюдением старинной орфографии.
Давыдов Владимир Николаевич (1849–1925)
Один из лучших актеров Александрийского театра за всю историю его существования.
Имел звания Заслуженный артист Императорских театров и Народный артист Республики. Играл роли во всех самых знаменитых спектаклях классического репертуара, от Грибоедова и Гоголя, до Чехова и Горького. Много лет занимался педагогической деятельностью. Его учениками были В. Ф. Комиссаржевская, Н. Н. Ходотов, Л. С. Вивьен и многие другие великие актеры.
Скончался 23 июня 1925 г. в Москве, был похоронен в Ленинграде на Никольском кладбище, перезахоронен в 1934 году.
Надгробие прямоугольная плита серого гранита с профилированной верхней частью, на которой выбит насечкой восьмиконечный крест и вырублена надпись под ним:
«Народный артист В. Н. Давыдов (1849–1925)»
взята из фондов Музея городской скульптуры и установлена в 1947 году.
Данзас Константин Карлович (1801 – 1870)
Генерал-майор русской императорской армии. Вошедший в историю, как секундант своего лицейского друга Александра Сергеевича Пушкина на его дуэли с Дантесом 27 января 1837 года.
После печально знаменитой дуэли попросился на Кавказ, где в то время было весьма жарко.
В 1840 году по его личной просьбе в батальон, которым он командовал, был переведен поручик Лермонтов.
В 1857 году генерал-майор К. К. Данзас вышел в отставку и вернулся в Санкт-Петербург.
Скончался в феврале 1870 года. Был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище.
В 1936 году был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
Памятник, представляющий собой колонну серого гранита, обломанную в верхней части, что символизирует конец земной жизни. Венчает колонну четырехконечный крест. Установлена она, на прямоугольном постаменте розового гранита.
Памятник не является оригинальным. Захоронение в свое время было осуществлено без переноса надгробия. Данная композиция является работой неизвестного мастера 40-х годов 19-го века из фондов музея городской скульптуры.
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813–1869)
Великолепный мелодист, чье творчество стало наиболее заметным явлением в русской музыке промежуточного периода между Михаилом Ивановичем Глинкой и композиторами «могучей кучки». Оперы Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость» написанные на сюжеты произведений его великого тезки Александра Сергеевича Пушкина, более ста романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Дельвига и других замечательных русских поэтов, фортепианные пьесы и другие произведения вошли в золотой фонд не только русской, но и мировой музыки.
Александр Сергеевич Даргомыжский скончался в январе 1869 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александра – Невской лавры в нескольких шагах от Михаила Ивановича Глинки.
Первоначально могилу украшало классическое надгробие в виде мраморного креста. В 1955 году во время сильнейшего урагана крест упал и разбился.
По инициативе Музея городской скульптуры в веденье которого, как известно, находится Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) был объявлен конкурс на новый памятник.
Ко всеобщему удивлению победителем был признан двадцативосьмилетний выпускник ЛВХПУ им. В. И. Мухиной Андрей Хаустов, который предложил отойти от традиционной формы надгробия, а установить на могиле великого композитора сравнительно небольшую фигуру мальчика, играющего на свирели. Одухотворенное выражение его лица, его поза свидетельствуют о том, что он весь ушёл в мир волшебной музыки и именно поэтому любому, кто подходит к месту покоя великого композитора, кажется, что он слышит чарующие звуки его музыки.
Памятник был отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура» и установлен в 1961 году.
Подробнее об истории создания этого безусловного шедевра мемориальной скульптуры, а так же о трагической судьбе его создателя можно почитать перейдя по ссылке.
Дельвиг Антон Антонович (1798–1831)
Сегодня имя этого человека известно главным образом из-за его многолетней дружбы с Пушкиным.
Между тем это был весьма талантливый поэт, яркий представитель романтизма, литературный критик и издатель.
В 1811 году поступил в Царскосельский лицей, но учился более чем посредственно. Его ближайший друг Пушкин, называл Дельвига «сын лени вдохновенный». Однако писать стихи и публиковать их юноша начал раньше своего товарища. Его первое стихотворение «На взятие Парижа» было напечатано в журнале «Вестник Европы», ещё в 1814 году.
После окончания Лицея служил в Департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов, а с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.
С 1825 года Дельвиг служит чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел, но литературную деятельность не прекращает. Он начинает издавать один из лучших литературных альманахов в истории русской литературы "Северные цветы", авторами которого были Пушкин, Жуковский, Крылов и многие другие. Другими, говоря нынешним языком, издательскими проектами Дельвига стали альманах «Подснежник» и «Литературная газета»
В 1829 году вышел сборник стихотворений Дельвига в стиле античной поэзии «Идилии».
Поэтическое наследие Антона Антоновича сравнительно невелико, но романс «Соловей» написанный композитором Алябьевым на его стихи поют уже около 200 лет.
В январе 1831 года в возрасте 32 лет Дельвиг умер от тифа. Был похоронен на Волковском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.
Памятник на могиле представляет собой колонну из серого гранита, на прямоугольном постаменте. Колонна пересечена рустом и увенчана фигурой так называемой «плакальщицы Трискорни». Этот декоративный элемент, назван так в честь знаменитого итальянского мастера Агостино Трискорни первым начавшим украшать свои творения фигурой плачущей женщины в длинном одеянии, с покрытой тканью головой, стоящая у прямоугольного постамента с урной.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.