В Евангелии от Луки, в 4 главе описана интересная история: «И пришел Он (Иисус – ред.) в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал, чтобы читать. И подали Ему книгу пророка Исаии, и открыв книгу, Он нашел место, где было написано: Дух Господа на Мне, ибо Он помазал Меня. Послал Меня благовествовать нищим, возвестить пленным освобождение и слепым прозрение, отпустить угнетенных на свободу, возвестить лето милости Господней. И закрыв книгу, отдал служителю. Он сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него; и Он начал говорить им: ныне исполнилось писание это перед вами. И все свидетельствовали Ему и удивлялись словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не сын ли Он Иосифа? И Он сказал им: конечно, вы скажете Мне эту пословицу: “врач, исцели самого себя: сделай и здесь, в отечестве Твоем, то, что, мы слышали, произошло в Капернауме”. И Он сказал: истинно говорю вам: ни один пророк не бывает принят в отечестве своем. Поистине же говорю вам: много было вдов во дни Илии в Израиле, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался голод великий по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только в Сарепту Сидонскую к женщине-вдове; и много было прокаженных в Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не был очищен, а только Нееман Сириец. И исполнились все ярости в синагоге, услышав это, и встав, выгнали Его вон из города, и повели до обрыва горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его. Он же, пройдя посреди них, пошел Своим путем. И спустился в Капернаум, город Галилейский; и учил их в субботу» (Лук.4:16-31).
Обратите внимание на несколько моментов в этом повествовании. Когда Иисус прочитал из книги пророка Исайи пророчество о Себе, поначалу всем понравились Его слова, все удивлялись словам благодати, исходившим из уст Его. Но потом Он привел в пример пару библейских историй, и те же самые люди исполнились ярости. Они схватили Его, выгнали из синагоги и привели на вершину горы для того, чтобы сбросить. Удивительная история. Что же такого обидного Иисус им сказал? Почему такая резкая смена реакции? Давайте разберем.
Иисус привел им два примера: историю вдовы из Сарепты Сидонской и военачальника Неемана прокаженного.
Вдова из Сарепты Сидонской
О вдове написано в 3 книге Царств, в 17 главе. Там говорится, что Бог навел на Израиль наказание за отступление. Пророк Илия провозгласил это наказание: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1). В течение трех лет над Израилем не пронеслось ни одного облачка и не упала ни одна капля воды. Сам Илия обитал около потока Хорафа. Но настало время, и этот поток тоже высох. Тогда Бог сказал Илии идти в Сарепту Сидонскую, где вдова будет кормить его. Придя туда, Илия встретил эту вдову и попросил воды и хлеба. Но та ответила, что у нее ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. «И вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (3Цар.17:8-17). Представьте себе эту ситуацию: голод, засуха, все запасы съедены, что можно продать – продано. Остается только одно – съесть последние запасы и умереть. И вот приходит человек Божий и говорит: «Сделай сначала для меня лепешку, а потом у тебя все будет нормально». Понимаете, какой обмен? Отдай мне последнюю еду, а я тебе дам слово от Бога. Уместно возмущение вдовы: давай наоборот, пророк! Я тебе слово, а ты мне еды!
Согласитесь, у нас интересный подход к человеку Божьему. Если он сулит благословение, то мы считаем, что это Бог говорит через него. А если просит отдать последнее, тут же вспоминаем, что он просто человек. Нам трудно тогда поверить, что это тоже Бог говорит через него. Но эта женщина поверила, несмотря на то, что у нее могли возникнуть вопросы: если Бог с тобой, почему ты не даешь, а берешь у меня? Если Бог с тобой, то пусть Он прокормит тебя и меня заодно. Если Бог с тобой, то почему ты просишь у меня, вдовы, последнее? Но эта вдова пошла и сделала так, как сказал ей Илия. И открылись источники сверхъестественного, чудесного благословения для ее дома. Мука в кадке не истощалась, и масло не иссякало до тех пор, пока не закончился голод на той земле.
Иисус сказал о ней, что ни одна вдова в народе Божьем не была способна на такое. Поэтому Бог послал Илию в Сарепту, к вдове не из израильского народа.
Когда Он напомнил эту историю в синагоге, книжники почему-то возмутились. Они поняли, что Иисус на что-то намекает. А Он дальше им говорит о Неемане (4Цар. 5: 1-14).
История о Неемане
Это был военачальник, генерал войска Сирийского, который одерживал славные победы. Но он имел серьезную проблему – проказу на своем теле. И вот израильская девочка, которую взяли в плен и сделали служанкой его жены, говорит: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» Нееман рассказал это своему царю, и тот отправил его к израильскому царю с сопроводительным письмом. Когда царь Израильский прочитал это письмо, то пришел в ужас: «Что я – Бог, чтобы проказу снимать?»» Он знал, что у него есть пророк Елисей, но не верил, что этот пророк может проказу снять. Царь израильский думал, что сирияне ищут повода для нападения. Когда пророк Елисей услышал обо всем этом, он послал слугу сказать царю: «Пусть Нееман придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле».
У Неемана было много причин для того, чтобы засомневаться. Мало того, что сама информация о пророке пришла даже не от жены, а от ее служанки, маленькой девочки-израильтянки. Очень «надежный» источник! Он уже тогда мог не поверить и просто возмутиться. Но Нееман поверил девочке и поехал.
И вот он приезжает к царю. А царь посылает его к пророку, который даже не вышел ему навстречу и к тому же говорит, что надо при всех окунуться в Иордане 7 раз. Это было уже слишком! Нееман приехал с целой свитой, а тут такое унижение! Конечно же, он пришел в ярость. Но, видимо, Нееман был хорошим человеком, так как его слуги желали, чтобы он выздоровел. Они говорят ему: «Столько средств потратили на эту поездку, столько сил брошено, сделай то, что сказал пророк». Иногда слуги дают хороший совет. Нееман, несмотря на то, что был генералом, с высоты своего положения смог смириться, у него хватило веры, послушания. И написано, что он окунулся семь раз в Иордане и стало тело его как у младенца.
Слушать это одно,
а верить - другое
Что объединяет эту вдову и этого генерала? У них обоих была очень серьезная проблема, которая граничила со смертью. Им обоим пришло слово от Бога. И самое большое испытание состояло в том, что слово это пришло не с неба, а от человека. У них был выбор - послушаться или нет. Если бы вдова не послушалась, то ее план на жизнь осуществился бы. Она изготовила бы лепешку и умерла бы. А если бы не послушался Нееман, то он умер бы в проказе. Но они оба правильно восприняли слово от Бога и получили благословение.
Давайте вернемся к месту Писания, с которого мы начали. Иисус провозгласил: «Дух Господень на Мне. Он помазал Меня благовествовать, исцелять, проповедовать, освобождать, отпускать на свободу». И все ответили: аминь, аллилуйя! Но они не поверили Ему. Далее Он сказал им: «Сегодня исполнилось Писание», т. е. «Я - Мессия. Я могу благословить вас, исцелить, освободить от бесов!» А они говорят: «Аллилуйя. Это сын Иосифа». Неужели среди них не было измученных? Не было духовно связанных? Были. И если бы они поверили, то вскочили бы и сказали: «Благослови меня! Исцели меня! Освободи меня!»
Иисуса огорчил такой уровень восприятия Его слова. Он мог дать им больше. Но им хватало. И поэтому Иисус привел им пример вдовы и Неемана. Иисус показал им, что знать и слушать – одно, а верить – это совсем другое. Он им сказал, что язычники сильнее верят, чем Божий народ. Оттого евреи так разозлились, что в пример веры им поставили язычников: женщину и мужчину.
Бога огорчает, когда мы относимся к Нему, как к маленькому богу, который способен только на то, чтобы сказать хорошее слово. Если бы та женщина-вдова только и сказала: какое хорошее слово! и не употребила его, она бы умерла. Но написано, что она сделала по слову, которое сказал Господь через пророка Илию. И также Нееман пошел и сделал. Этим они отличались от тех евреев. Тем хватало слова, а этим нужна была помощь от Бога, и они получили.
Многие из нас похожи на книжников из синагоги. Мы слушаем слово от Бога, восхищаемся им, но не используем это слово в жизни. Иными словами, мы не верим во всемогущество Бога, оправдываем себя, говоря: «Написано в Библии: «…не мечтайте о себе, но думайте скромно, по мере веры, которую Бог каждому уделил». О себе, друзья, думайте скромно. Но о Боге не надо скромно думать, и о служении, которое вы несете, не надо думать скромно. И о Евангелии не надо думать скромно. Поэтому думай о себе скромно, а о Боге думай как о Боге.
Бог дает нам слово через проповедника, но нам часто не нравится человек, через которого говорит Господь. И это не ново. Даже о самом Иисусе Христе соблазнился Иоанн Креститель, когда сказал: «Ты ли Тот, или ждать нам другого?» Этого не должно было произойти, ведь Иоанн от рождения знал свою миссию и знал, кто такой Иисус из Назарета. Но дело в том, что он судил по себе. Иоанн рос в пустыне, был аскетом, питался акридами с медом, ходил постоянно в нестандартной одежде, избегал женщин, был в постах, молитвах. И вдруг Иисус приступил к Своему служению и... не постится, ходит в нормальной одежде, ест, пьет с грешниками, легко общается с женщинами. И Иоанн усомнился: «Может, ты не Мессия?» Это очень трудный момент, когда тебе Бог говорит через человека. Поэтому мы часто пропускаем свои возможности, неправильно воспринимая проповедника.
Верьте в Бога всемогущего
Если вы слышите Слово от Бога, принимайте Его. Правильно воспринимайте человека, через которого говорит Бог. Верьте в Бога всемогущего! Мечтайте о своем служении, как о великом. Молитесь Богу как Богу. Все, что Иисусу нравилось и удивляло, – это вера, способная преодолевать преграды. Ему нравятся люди, которые дерзают в вере. Я желаю вам веры, которая горы переворачивает.
Максим Любин,
пастор церкви “Вифания”, г. Туапсе