«Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня»
(Псалом 15:6).
Много удивительных семей в нашей церкви. Живут они рядом с нами, а мы и не знаем. Об одной такой необычной семье мы хотим рассказать на этой странице.
Сергей и Галина Чумаковы были женаты уже 7 лет, но детей у них все не было. Сейчас у них трое деток. Когда видишь отношения в их семье, не сразу верится, что эти дети – приемные. Они стали им родными, благодаря твердому решению Сергея и Галины принять и любить их, как своих. Мы беседуем с Галиной о том, какой путь им пришлось пройти и какие трудности преодолеть.
- Галя, как родилась эта идея – взять приемных детей?
- Наверное, нас подвигла к этому любовь друг ко другу. Она переполняет нас, и мы хотим ею делиться, хотим дарить ее кому-то, кто станет нам близким, родным. Мы очень любили животных, у нас были и котята, и большая собака. Но друзья говорили: «Хватит вам репетировать на котиках». И мы подумали: почему бы и нет? Мы благословлены Богом, у нас прекрасные взаимоотношения, и нам очень хотелось, чтобы эта любовь излилась на ребенка.
- Наверное, мечтали о своих детях?
- Да, конечно. Но я знала, что у меня проблемы со здоровьем. Я верила, что Бог может исцелить меня, но не хотела утаивать свою болезнь от Сергея, ведь это было бы ложью. Поэтому я сказала Сергею: «Если ты не сможешь принять это, то расторгнем помолвку, и я буду любить тебя просто как брата». Мне было тяжело сказать это, ведь я уже прилепилась к нему душой. Сергей ответил, что и его посещали эти страхи, но Бог сказал ему: «Будет брак, и будет радость великая». После этого мы прожили вместе 7 лет и только потом стали брать детей в семью.
- И вы взяли детей из детского дома?
- Сначала мы обратились в отдел образования. Мы хотели взять грудного ребеночка, но когда пришли, сотрудник отдела спросила нас: «А вам есть разница – возраст, раса, цвет?» Я сказала: «Нет». Тогда нам сказали, что есть брат с сестрой, мулаты, у которых очень серьезная жизненная ситуация. Это коснулось моего сердца. Еще когда я работала медсестрой в больнице, мне были очень симпатичны дети мулаты. Я понимала, что это дети, которые незаслуженно отвержены из-за того, что они не той расы, которая их окружает. Мы познакомились с Катей и Ником и сразу полюбили их. Оформили опекунство. Потом Господь допустил, чтобы они уехали в Африку. Нам было очень трудно пережить это, но мы благодарны Богу за то, что Он утешил нас и исцелил наши сердца. Мы продолжаем любить их и молиться о них. Бог ведь и родных доверяет до времени: они вырастают и уходят в свою взрослую жизнь, порой даже уезжают в другие города и страны. И тогда родителей и детей связывает только то, что уже посеяно в сердцах. Мы благодарны Богу за Катю и Ника.
- Как вы понимаете, что это именно ваши дети?
- Господь приводит их, показывает. Через знакомых мы узнали Карину, Рамиля и Борю. Сначала нам позвонили и рассказали о брате и сестре, которым 8 и 9 лет. В тот момент был страх, сомнения, ведь мы совсем недавно оторвали от сердца Катю и Ника. Но мы решили довериться Господу и посмотреть на них. Посмотрели – полюбили – приняли. Так в нашей семье оказались Карина и Рамиль. А в прошлую Троицу, когда мы участвовали в спектакле «Город деревянных человечков», к нам подошла одна сестра и сказала, что в церковь пришел мальчик мулат, выпускник Детского дома, и ему нужна помощь. Мы с Сергеем думали две недели, молились, взвешивали «за» и «против», размышляли о своем экономическом положении. А потом поняли, что если мы не пойдем этим путем, то не узнаем, что это такое – полнота Божьих благословений.
- Как вы решали вопрос о форме усыновления?
- Первых детей мы брали под опеку, вторых уже усыновили. Мы тогда много молились об этом и поняли, что нет ничего плохого в том, чтобы взять ребенка под опеку, но мы будем зависеть от государства. Бог показал нам, что мы увидим Его славу, если доверимся Ему и усыновим детей, полностью взяв на себя все расходы. Однако Борю мы решили взять под опеку, потому что он уже взрослый, ему нужно учиться. Сейчас он учится в платном колледже. Сначала Боря расстроился, что его не усыновили, сейчас он часто представляется как Борис Сергеевич, хотя по документам у него другое отчество. Но мы знаем, что опека над Борей – тоже план Господа. Мы дали Боре право в 18 лет, когда он будет менять паспорт, взять нашу фамилию, если захочет.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
- Сейчас мы проходим серьезные трудности с Кариной. У нее ярко выраженный переходный период, она полностью отрицает все: семью, Бога, церковь… Она считает, что в 12 лет может добиться всего сама. В данный момент она находится в «Ависе». Нам уже советовали отказаться от нее, но мы ее очень любим, она наше наследие в Господе. Мы понимаем, что в 16 лет для нее заканчивается государственная программа, ее отправят в техникум. Но если она не будет учиться, то окажется на улице, а дальше схема известная: подворотня, наркотики, тюрьма и т.д. Нам не безразлична ее судьба.
- Что поддерживает вас, вдохновляет?
- Нас очень ободряют семьи, которые взяли детей из детских домов, – как верующие, так и неверующие. Мы общаемся с семьей Николенко в пос. Афипском. Она известна как семейный детский оркестр. У них 15 детей, из них только шесть своих. Еще есть прекрасная семья Грицай из церкви на ул.Головатого. В станице Старокорсунской живет семья, которая воспитала около 40 детей. У них было трое своих детей, Нина была беременна, и им дали еще сразу 15 детей. Первый раз у них тоже ничего не получилось: некоторые убежали, некоторых они вернули сами… А потом Бог укрепил их и обильно благословил.
Глядя на эти семьи, мы понимаем, что все трудности проходят, что все содействует ко благу: и для нас, и для детей. Даже если эти дети не сразу откроются для Господа, все равно будет посеянное семя, которое одни насаждают, другие поливают, а взращивает Господь. Нельзя останавливаться на неудачах. Сейчас мы проходим трудный период с Кариной, но меня очень утешает Боря, который уверенно молится, чтобы лучшие Божьи планы о Карине осуществились. Я умиляюсь и благодарю Бога за таких чудесных сыновей.
- Трудно ли быть мамой? Всегда ли хватает любви для детей?
- Конечно, это непросто. Сначала начинаешь выполнять обычные родительские функции: накормить, одеть, уроки проверить, а потом понимаешь детей глубже, переживаешь. Например, у Карины с Рамилем была сильная травма из-за того, что предыдущая семья от них отказалась, хотя они прожили там 8 лет. Они жили в очень благополучной семье, учились в платной школе. Но оказалось, что они там почти не учились, до 4 класса не знали ни таблицы умножения, ни правил по русскому языку. Первые месяцы мы часами занимались с ними, чтобы восполнить все пробелы. Прошлый год Рамиль закончил на 4 и 5, у Карины всего две тройки.
- Хватает времени на всех?
Пробегающему мимо Рамилю:
- Сынок, у меня хватает времени на всех?
Рамиль (уверенно):
- Да.
- Тяжело ли материально?
- Нет, я бы не сказала. Бог благословляет. Для меня в последнее время настоящее чудо – это не какие-то исцеления, а хлеб насущный на каждый день. Через это я больше познаю Его любовь к нам, Его характер. Мы не бедствуем, но учимся жить и в нужде, и в изобилии. И дети учатся этому.
- Вы советуете семьям задуматься о приемных детях?
- Да, я всем советую. Есть свои дети или нет – без разницы. У меня есть подруга, обеспеченная, с образованием, но в 37 лет не замужем. Она решилась взять ребенка и тоже спрашивала меня, как выбирать. Я привела ей такой пример: идешь по рынку выбирать котенка, мимо белых, пушистых проходишь, а какого-нибудь заморыша увидишь и думаешь: лучше бы и не видела! Он кажется тебе особенным, родным. Так и с детьми: сердце подскажет. Подруга хотела мальчика, но ей понравилась и девочка, поэтому она взяла обоих.
- Несмотря на то, что она не замужем?
- Да, сейчас это возможно. Была бы обеспеченная и с жильем. Для Бога нет преград, если Он хочет благословить. Можно просто начать служить брошенным детям, съездить в детский дом. Даже одной поездки хватит, чтобы сокрушиться перед Богом и сказать: «Что же мы такие счастливые и не хотим осчастливить еще кого-то?»
Беседовали Ольга Шкребко и Яна Гулевич