Одним из важнейших, основополагающих христианских понятий является понятие жертвы. Красной нитью проходит оно через все Писание и через всю жизнь верующего человека. Без правильного понимания того, что такое жертва, полноценная христианская жизнь невозможна. Однако понятие это очень емкое, включающее в себя множество аспектов. Чтобы эти стороны стали нам видны, необходимо проанализировать некоторые, наиболее значимые места Писания, говорящие о жертве.
Первым упоминанием можно считать эпизод приношения даров Богу Авелем и Каином: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его...» (Быт. 4:4-5).
Еврейское слово, употребленное в оригинальном тексте, переведенное как «дар», в других местах Ветхого Завета также употребляется в значении дара, подарка, но в Новом Завете апостол Павел называет его именно жертвой (Евр.11:4), каковой этот дар, по сути, и является. Это очень интересное место Писания.
Давайте задумаемся, почему приношение Авеля Бог принял, а приношение Каина отверг? Можно предположить, что Авель выбрал первородное, то есть лучшее, из стада, а Каин отнесся к выбору небрежно (хотя про это не сказано прямо), что и обусловило предпочтение Бога. Но, скорее всего, причина крылась в сердце Каина. Бог отвержением жертвы хотел обратить внимание Каина на то, что с ним не все в порядке, что зло готово овладеть им. Возможно, никто, в том числе и сам Каин, не подозревал об этом. Возможно, это не проявлялось видимым образом, грех еще не реализовался, («...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» Быт.4:7). Но приношение жертвы выявило, вывело наружу то, что было скрыто от посторонних глаз. Пробудилась зависть, приведшая к убийству брата, первому убийству в истории человечества.
Наши приношения Богу вскрывают глубинные, скрытые качества характера. Мне неоднократно приходилось слышать от христиан высказывания типа: «Я не буду давать десятину в церковь, потому что ее неправильно используют. Отношение к десятине (нашей жертве, приношению Богу) выявляет или скрытую зависть, неприязнь, жадность, таящиеся в сердце, или, наоборот, нашу жертвенность. Это касается, конечно, не только десятины, но и любых других сторон жизни христианина, подходящих под определение жертвы. У Каина была возможность, осознав свои недостатки, избавиться от них, но он этого не сделал. У нас есть такая же возможность, и ею необходимо воспользоваться.
Другое место Священного Писания, рассказывающее о жертве, - это Бытие 22:2-12. Там говорится о том, что Бог повелел Аврааму принести во всесожжение своего сына Исаака. У многих людей возникает непонимание и протест против такого повеления, и действия Авраама могут показаться неэтичными. Но надо учитывать, что Авраам жил в обществе, совсем не похожем на наше: тогда в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвы. Авраам, скорее, был более удручен, чем удивлен таким повелением Бога, ведь вокруг него народы приносили в жертву детей.
Бог потребовал от него отдать самое дорогое, что только было на этой земле, – долгожданного сына и наследника и сказал это в доступной для Авраама форме. Выполнить подобное требование можно только великой верой, основанной на великой любви к Богу («вера, действующая любовью», Гал. 5:4). И именно эта жертва сделала Авраама «отцом всех верующих» (Рим.4:11), именно для этого она и была нужна. И уже тогда, когда Бог в последний момент остановил Авраама и не дал убить сына, Он показал, что Ему человеческие жертвы не нужны.
Мы можем много говорить о своей любви к Богу и ближнему, но Бог обязательно устроит нам испытание, когда эту любовь нужно будет осуществить на практике. А это всегда будет жертва, и непростая. Причем Бог оставляет возможность выбора, мы можем и не приносить жертву или только сделать вид для успокоения совести. У каждого человека есть в гардеробе вещи, которые он не носит и жалко выбросить. И зачастую их просто отдают тем, кто нуждается, как бы жертвуя их для ближнего своего. Ближнему, конечно, польза будет, но это не жертва, когда отдаешь ненужное. Вот если отдать что-то дорогое тебе, - это будет являться жертвой.
Человек всегда делает осознанный выбор: принести жертву или просто сделать вид, что приносишь ее. К сожалению, далеко не все проходят это испытание, но ведь и не все становятся героями веры. Однако шанс, я уверен, предоставляется всем.
Затем необходимо отметить большую группу мест Ветхого Завета, в которых даны скрупулезные указания на то, как древним евреям приносить жертвы Богу. Нет необходимости подробно разбирать каждое ритуальное установление, следует отметить только, как эти жертвоприношения толковались самими древними евреями. Они понимали, что грех разделял их с Богом и что наказание за грех - смерть. Но Бог в Своей милости оставил им шанс: если вместо человека за его грех умирало невинное животное, то человек получал прощение и возможность общения с Господом. Понятно, что никакое животное не может искупить все грехи людей, поэтому приносить в жертву животных приходилось постоянно.
Это был прообраз, предвестие жертвенной смерти Христа, раз и навсегда искупившего грехи всех людей всех времен. Бог готовил человечество к приходу Иисуса Христа. Невозможно быть христианином, не понимая значения и смысла жертвы, которую Он принес на Голгофском кресте. Самой лучшей иллюстрацией этого являются установления для подготовки к Пасхе, данные в книге Исход, 12 главе: «...в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его»
(Исх.12:3-7).
Теперь попробуйте представить, как выбирают из стада самого лучшего ягненка в возрасте, когда он наиболее жизнерадостен и активен. Затем в течение трех дней наблюдают за ним. Скорее всего, держа в доме. За это время можно успеть привыкнуть к игривому и ласковому животному. А затем его нужно убить. Легко ли это сделать? Мне кажется, что Бог хотел показать людям цену будущей жертвы Иисуса Христа. Если им трудно было убить животное, к которому они всего лишь привязались, то каково было отдать Богу Своего Единородного Сына!
Очень символично в библейском описании повеление помазать кровью косяки и перекладину дверей. Христос сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:7). А кровь на перекладине не напоминает ли терновый венец, буквально вбитый в голову Христа, так что с нее текла Кровь? Руки Иисуса, прибитые гвоздями к кресту, открыли двери спасения для человечества.
Это был Ветхий Завет. А говорит ли что-либо о жертве Новый Завет? Да, и немало. Но теперь, после совершенной жертвы Иисуса Христа, это понятие приобретает сугубо духовный смысл: «...сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет. 2:5). Жертвой называется наше служение Богу: «...представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим. 12:11). Прославление так же является жертвой: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Материальное служение: «Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Флп.4:18). Даже наше общение друг с другом есть жертва, приятная Богу: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:14).
Из всего сказанного можно сделать вывод, что любой аспект жизни христианина может и должен осуществляться как жертва Богу. Но будет ли он таковым, зависит от свободного выбора в каждой конкретной ситуации, ведь жертва только тогда и становится жертвой, когда приносится добровольно и осознанно.
Станислав Буланов