Найти в Дзене
Христианская Газета

Интернет – новая реальность?

За последние годы появилось много трудов, посвященных Интернету. Сейчас в мире им пользуются около 700 млн. человек старше 15 лет, из них 152 млн. в США, в России - 10,5 млн. (данные на начало 2006 г.). Видимо, число Интернет-пользователей будет расти, и скоро большая часть человечества будет не в состоянии представить жизнь без Всемирной Паутины. Уже сейчас привыкшие к Сети люди испытывают большой дискомфорт в отрыве от нее.

Интернет изменяет мир человека. И ставит новые задачи в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности - в сфере общения человека с Богом. Насколько оправданны чрезвычайно высокие претензии Интернета? Тут мнения разные - одни говорят, что Интернет кардинально меняет природу человека, другие - что человек остается в принципе тем же самым, лишь несколько увеличиваются его возможности.

****

Интернет, по мнению серьезных ученых, формирует новый тип человека - как говорит американский исследователь Джордж Варна, «мозаичного человека», т. е. человека, который складывает, как мозаику, свою картину мира из информации, добываемой в Сети. Говорят и о том, что человек становится «плоским», или «горизонтальным», ему не надо никуда устремляться, не надо даже получать образование - достаточно научиться пользоваться компьютером. Горизонтальные (сетевые) связи вытесняют вертикальные, исчезает устремленность вверх, а с нею - потребность делить все на «высшее-низшее». А это значит, что исчезает иерархия ценностей, которую венчает Бог как высшее благо, потребность в Котором тоже исчезает.

Мир Сети не только «плоский» - он еще и «короткий». Сеть возникла недавно, ее мало интересует прошлое, тем более далекое прошлое (наличие в ней исторических материалов - другой вопрос). Человек Интернета соотносит свой опыт не с тем, что было давно, а с тем, что он получил из той же Сети день-два назад, максимум неделю и лишь у особенно въедливых - месяц. Людей Сети мало занимают события, произошедшие столетия назад, и даже самое главное событие, произошедшее две тысячи лет назад, ему «неинтересно» (это слово часто звучит на многих сайтах).

****

Мир тоже становится плоским и коротким, его представляет плоский экран монитора, на который можно вызвать любую информацию и за который нет потребности заглядывать. Этим миром легко манипулировать при помощи тех же кнопок, появляется пьянящее чувство всемогущества, ибо в этом виртуальном мире можно представить себя кем угодно. А подлинную веру в Интернете заменяют всякие суррогаты вроде New Age, того же оккультизма, восточной мистики, которые щедро поставляет уже наступившая для пользователей Сети эпоха постмодернизма.

Некоторые философы говорят, что новые информационные технологии разрушают цивилизацию. Мощность информационных потоков столь велика, что человек не в состоянии самостоятельно формировать свои представления о мире, эти потоки просто несут его, как безвольную щепку.

Наш психолог А.Н. Леонтьев почти полвека назад высказал верную мысль: избыток информации ведет к оскудению души. Сейчас мы видим, как личное «я» утрачивается, СМИ приобретают громадную власть над индивидом, мир реальный вытесняется миром виртуальным, в чем некоторые усматривают верный признак вырождения человечества и подготовку к приходу антихриста.

****

Наиболее действенным теоретическим инструментом осмысления происходящего в сфере информационных технологий становится постмодернизм, который спокойно воспринимает все эти трудности, - он просто фиксирует и анализирует их, не вдаваясь в оценки. Постмодернисты говорят, что информационное общество - естественный этап развития постиндустриального общества. Оно живет в новой информационной реальности, в которой образуются новые объединения людей. Мало того, уже очерчиваются контуры некоей глобальной «метакультуры», которая будет включать в себя отдельные культуры, причем эти последние вовсе не утратят индивидуальности. Напротив, они обогатятся, ибо при помощи информационных технологий будут взаимодействовать с другими культурами.

Но постмодернисты же признают, что человеческое «я» превращается в функцию - функцию информационных потоков. «Я» утрачивает индивидуальность, индивид становится безликим, словно штампованным, неотличимым от миллионов ему подобных, им легко манипулируют те, кто направляет эти самые потоки. Все это и в самом деле можно воспринимать как симптомы вырождения человечества.

Нельзя отрицать, что с появлением новых информационных средств человек по-иному воспринимает действительность, в том числе пространство. Способ хранения и передачи информации в значительной мере определяет интеллектуальную жизнь людей, и перемены в этих способах влекут за собой далеко идущие последствия. Раньше, если человек уезжал далеко, связь с ним прерывалась, сейчас у жителя Москвы может раздаться звонок мобильника - звонит друг из Калифорнии. Это никого не удивляет, океана между собеседниками как не бывало.

****

Но, чтобы прийти к такому состоянию, человечеству пришлось пройти долгий путь. Передача информации начиналась с устного слова, которое надо было хранить в памяти, и были люди, которые знали наизусть «Илиаду» и «Одиссею». Когда было изобретено письмо, надобность в этом отпала - в любой момент можно было взять свиток, найти и прочитать, что нужно.

Платон сокрушался: с появлением букв началось раздолье для лентяев: можно ничего не заучивать, бери текст и читай. Но хранение знаний в свитках высвободило ум человека для других свершений: появилась возможность тратить время и умственную энергию не на запоминание, а на обдумывание нового. И знания человека сделали колоссальный рывок вперед.

В XV веке Гуттенберг изобрел печатный станок, и это изменило ход истории. Печатное слово сделало информацию доступной многим, ее стало легче воспроизводить и хранить, а главное - доставлять потребителю. До того господствовала «культура уха», когда «люди слушали и верили», на смену которой пришла «культура глаза», когда люди «читали и размышляли». Возник книжный мир, иногда называемый «гуттенберговой вселенной». Мы все родились и сформировались в ней, она наложила на нас неизгладимый отпечаток. Заметим, что далеко не вся книжная продукция - благо. Так было с самого начала книгопечатания: многие еретические мнения, нравственно сомнительная литература, разрушительные учения тоже получили новую форму существования, и лукавый устроился в гуттенберговой вселенной не без удобства. Что, однако, не может служить основанием для ее закрытия.

В гуттенберговой вселенной «культура» есть нечто статичное, неподвижное. Это книга, библиотека, музей и т.п., где информация лежит и ждет своего потребителя. Ее потребление неторопливо и определяется самим человеком: от книги можно оторваться, поразмышлять над ее содержанием - и усомниться в прочитанном. При «культуре уха» возможности критического восприятия были гораздо меньшими, ибо перед звуком человек беззащитнее, чем перед буквой.

Некоторые ученые выводят Реформацию и все протестантство как раз из перехода к книгопечатанию: Библия стала доступна многим, люди начали размышлять над Евангелием, глубже постигать его и, как следствие, осознали необходимость вернуться к нему. Одновременно появилась возможность доводить до других свое толкование Библии.

Реформация - в том числе и через книгу - породила новый тип личности, ведущей непрерывный диалог с Богом и в этом диалоге открывающей новые горизонты: богословские, философские и всякие другие.

Реформация и в самом деле каким-то образом соотносится с распространением Слова Божья, связь между распространением Писания и религиозными пробуждениями, скорее всего, действительно есть. Вспомним, что и в нашей стране «Великое пробуждение» второй половины позапрошлого века приблизительно совпало по времени с изданием синодального перевода Библии в 1876 г., которым мы пользуемся, по сей день.

****

На нашу жизнь выпало третье великое изменение в способе хранения и передачи информации - через электронный сигнал. Что очень важно и что обычно недооценивают – появился новый способ ее поиска. Сейчас исчезает понятие эрудита, библиографа. Им на смену пришли поисковые системы - великое достижение, но они не украшают жизнь, как украшали эти знатоки.

Теперь информация и сама «достает» человека, где бы он ни был. Да сегодняшний человек и не бежит от нее - он уже не может жить без телевизора, без Интернета и т. п. На наших глазах осуществляется переход от застывших визуальных форм (буква, текст, неподвижная картинка) к движущимся аудиовизуальным (изображение на экране телевизора, мониторе компьютера в сопровождении звука).

Новые средства дают эффект соучастия в происходящем в отдаленных уголках мира, они меняют природу восприятия информации и, как следствие, природу самого человека. Сопротивляться движущемуся изображению со звуком еще труднее, чем просто звуку.

Сейчас опять многое воспринимается на слух, что приводит к казусам: школьники, говорят, уже упоминали в своих сочинениях «Бессмертный роман Сервантеса “Тонкий ход”» (вместо «Дон Кихот»). Звучат голоса предостережения, и надо сказать, что основания для беспокойства действительно есть. Опасность новых средств связи велика, отрицать это невозможно. И все-таки не следует спешить соглашаться с теми, кто требует вообще отказаться от новых СМИ.

Источник зла - сердце человека, из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:18). Так было во времена Христа, так это и сейчас, и так будет, доколе Он придет. И бороться надо, прежде всего, с грехом в сердце человека, возвещая ему Благую Весть, выполняя Великое поручение. А не с новыми средствами передачи информации - новые СМИ могут во много раз усилить благотворное воздействие благовестия, как в свое время его усилило печатное слово, книга.

Убеждение, что все зло сосредоточено в каких-то внешних по отношению к человеку структурах, системах, вещах (государстве, законах, социальном неравенстве, деньгах, теперь вот в телевизоре, в электронных СМИ и т. п.) очень распространено в нашей стране. А потому предлагается либо вовсе искоренить эти внешние структуры, вещи, либо радикально изменить их, и непременно силой. И тогда, убеждены многие, все будет хорошо, зло будет побеждено. Не будет, пока окаменелым остается сердце человека, - в нем пребывает зло, и оно всегда найдет выход вовне, найдет, в чем проявить себя.

Из этого, разумеется, не следует, что злу не надо противостоять в этих внешних структурах (властных, экономических, социальных), в СМИ, в печати и т. д. Надо, и очень решительно. Но этим нельзя ограничиваться, надо обращаться к сердцу человека. В том числе и через электронные средства массовой информации. Конечно, лучше, если человек придет в церковь, почувствует атмосферу богослужения. А если не придет?

И если люди сейчас привязаны к телевизору, к монитору компьютера, то и там они должны найти Благую Весть. Великое поручение означает, что надо идти туда, где люди. Новые технологии открывают перед человеком новые возможности, в том числе и в служении Богу.

Игорь ПОДБЕРЕЗСКИЙ, Москва
Газета “Мирт” №4 2006 г