Российский автопром стремится возродить популярные и любимые советские марки — следом за «Москвичом» уже говорят о возрождении «Волги», а возможно, и «Победы». Но будут ли это действительно знакомые многим по советским временам машины и будет ли на них спрос? 78.ru разобрался в вопросе вместе с экспертами.
На базе истории
Машины под маркой «Волга», а точнее седаны ГАЗ-21, ГАЗ-22 и ГАЗ-24, выпускались Горьковским автомобильным заводом с 1956 года и вплоть до начала 2000-х годов. Интересна и сама история завода, который, как многие производства в 1930-х годах, строился стремительными темпами при помощи различных партнёров, отметил в беседе с 78.ru историк экономики, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.
— История завода ГАЗ началась в начале 1930-х годов. Тогда перед молодым советским правительством стоял вопрос насыщения промышленности грузовыми и легковыми автомобилями, для этой цели пригласили компанию из США — она называлась «Остин», — чтобы она построила непосредственно само здание завода. Конвейерную линию, ну и всю технологию как таковую по лицензии предложила компания «Форд». Разработку завода, и не только его, но ещё многих заводов по Советскому Союзу, в то время курировала также западная компания Альберта Кана. Непосредственно постройкой занимался «Мостотрест». Тяжёлыми, но оперативными, быстрыми усилиями на огромном энтузиазме при сотрудничестве всех организаций завод был построен в рекордно короткие сроки, и там запустили уже лицензированную копию «Форда», а в переводе получилась наша отечественная «полуторка», — рассказал эксперт.
Идея «Волги», разработанной уже после войны, состояла в том, чтобы обеспечить население и руководство автомобилем, который подошёл бы для самых широких нужд — он должен был использоваться как такси, служебные машины и, конечно, для руководящего состава. В итоге получилось так, что на «Волге» в основном ездили руководители среднего звена — главы предприятий, видные чиновники, уважаемые в обществе люди. Так «Волга» стала символом привилегий и продвижения по социальной лестнице.
— «Волга» считалась в Советском Союзе очень уважаемой машиной, привилегированной и была оснащена, по тем временам, довольно-таки большими возможностями, то есть практически не уступала никаким западным аналогам, — указал Сыдып Бальдруев.
«Волга» пережила два поколения: первое — ГАЗ-М-21, который производился в 1956–1970 годах, и второе — ГАЗ-24, который выпускался с 1970-х и, после многочисленных модификаций, вплоть до начала 2000-х годов. Именно ГАЗ-24 стал символом поздней советской эпохи и одним из самых знаменитых советских автомобилей — настоящей классикой, по мнению дизайнеров и историков автомобильной промышленности. В том числе причина была в неприхотливости и надёжности этих автомобилей, высоком качестве, которые сделали «Волгу» популярной не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
— «Волга» широко экспортировалась во многие страны мира, поэтому она не только имелась в Советском Союзе, но и продавалась в том числе и в Европе, в странах Варшавского договора, где-то даже попадала на западный рынок и считалась хорошим интересным автомобилем, — отметил эксперт.
Печальные для нашей страны 90-е годы сказались на «Волге» мрачным образом: несмотря на модификации, она постепенно устаревала и проигрывала конкуренцию с хлынувшими на российский рынок западными и азиатскими автомобилями. Окончательно её прекратили выпускать в 2010 году. С тех пор и до 2022 года, когда были введены санкции и большое количество автобрендов ушло из России, на мощностях ГАЗа собирали легковые автомобили Volkswagen и Skoda.
— Впоследствии группа ГАЗ во время своей модернизации перешла уже на производство малотоннажных и крупнотоннажных грузовиков, таких как «Газель», и, проведя масштабную модернизацию, стала одним из лидеров нынешнего рынка, а, кроме того, также довольно-таки видным экспортёром. Её грузовые автомобили широко распространены и получают хорошие отзывы от потребителей, — констатировал Сыдып Бальдруев.
Учитывая долгую историю марки «Волга», её повсеместную известность и ностальгию по успешному прошлому, неудивительно, что она стала одной из первых, на кого обратили внимание при выборе брендов для возрождения. Однако — получится ли?
Хроники возрождения
Однажды возродить «Волгу» уже пытались — ГАЗ предпринял такую попытку в 2008 году, выпустив модель «Волга Siber», которая по сути представляла собой лицензионную копию Chrysler.
— В первое время, по крайней мере в СМИ, она, по моим воспоминаниям, по воспоминаниям многих современников, была встречена в штыки, поскольку автомобиль отличался большей стоимостью, чем другие модели ГАЗа. Однако со временем люди поняли, что это очень качественный автомобиль, всё-таки лицензионная копия «Крайслера», и купить его по довольно-таки низкой цене была замечательная история. Многие люди ездят на них до сих пор и очень радуются, — отметил Сыдып Бальдруев.
Тем не менее в 2010 году производство «Волги» окончательно свернули. Вновь о её возрождении заговорили в 2022 году — летом на ПМЭФ глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что такие идеи есть и прорабатываются. Они получили продолжение через год, летом 2023-го, когда вице-премьер назвал более конкретные сроки: вероятно, выпуск начнётся летом 2024 года. Затем он не раз их подтверждал в многочисленных интервью.
По словам министра, сначала производство будет идти с технологическим партнёром, затем начнётся постепенная локализация. Наименование партнёра он ни разу не раскрыл, однако, учитывая опыт «Москвича» — как известно, под этой маркой сегодня выпускается JAC, — эксперты предположили, что им станет один из китайских брендов. Летом 2023 года активно прогнозировалось, что «Волгу» станет производить FAW под эгидой своего премиального суббренда Hongqi. Предполагался даже приблизительный вид будущей машины: это должен был быть крупный седан, которого не хватает на российском авторынке, монументальный, с объёмной решёткой, которая станет отсылкой к легендарному дизайну «Волги».
— Вы знаете, это абсолютно современный облик. Логотип известен всему миру — с оленем. А что касается решётки радиатора, наверное, какая-то реплика с точки зрения напоминания о предыдущих легковых автомобилях может быть, — подтверждал эти предположения Денис Мантуров в интервью ТАСС от января 2024 года.
Однако недавно появилась новая информация: журналисты автомобильных изданий засняли около ГАЗа въезжающий в ворота автомобиль-седан без шильдиков и по внешнему виду опознали в нём модель Changan Raeton Plus. Таким образом, основная версия на сегодняшний день — «Волга» будет возрождаться на базе продукции Changan, а не FAW, и при этом даже будет превосходить «Москвич» по некоторым характеристикам, например, по размерам кузова и мощности.
Отметим, что Changan в России приобретает всё большую популярность: так, за 2023 год он нарастил продажи в 18,7 раза — с 2550 машин в 2022 году до 47 765 — в 2023 году. На январь 2024 года он вошёл в топ-5 самых продаваемых брендов в нашей стране, уступив только суперпопулярным и давно присутствующим на рынке Haval, Chery, Geely и, конечно, отечественной «Ладе». Неудивительно, что в рамках своей экспансии он мог заинтересоваться технологическим партнёрством с российскими автозаводами.
— Возможный выбор Changan в качестве базы для новой «Волги» может быть обусловлен стремлением найти оптимальное соотношение цены, качества и технологий. Китайские производители автомобилей активно развиваются на мировом рынке, и Changan имеет успешный опыт в производстве автомобилей в различных сегментах, — констатировала в беседе с 78.ru управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
FAW, согласно статистике, находится лишь на 22-м месте в России с 5674 проданными автомобилями за 2023 год, а Hongqi не входит даже в топ-25.
По стопам «Москвича»
В планах по возрождению «Волги» чётко прослеживается дорога, проторенная «Москвичом»: сотрудничество с китайским производителем, быстрый выпуск на оставленном западной компанией заводе при помощи крупноузловой сборки, расширение модельного ряда, перспективы локализации производства.
Однако есть проблема — «Москвич» на этой дороге столкнулся с серьёзными трудностями: спрос оказался ниже ожиданий, особенно на электрическую модель. Вероятно, сказались цены — более высокие, чем предполагалось для автомобиля отечественного производства. В результате «Москвич» пошёл на изменение стратегии ценообразования и в начале 2024 года объявил огромные скидки, что привело к ажиотажному спросу на его бензиновые модели.
— «Москвич» свою нишу пока занимает в области различного рода каршеринговых сервисов, такси и так далее. Но это же не «Москвич». Это же JAC, китайский автомобиль, а китайцев так много пришло на наш рынок, что следовало ожидать, что народ сначала захочет получить родной по стране производства автомобиль, а потом уже будет смотреть на то, что собрано из машинокомплектов здесь, в России, — констатировал в беседе с 78.ru автоэксперт Дмитрий Попов.
Конечно, ни китайским партнёрам, ни ГАЗу не хотелось бы набивать те же шишки, что и первопроходец «Москвич». Но как их избежать?
Ирина Франк считает, что новая «Волга» должна предложить потребителям привлекательный внешний вид, а также современные технологии, безопасность и комфорт. И, конечно, важным фактором будет эффективная маркетинговая стратегия для привлечения внимания к новой модели.
— Поклонники классического автомобильного дизайна точно бы обрадовались, если бы у новой «Волги» было больше элементов, напоминающих оригинальные модели. Возможно, конструкторам предприятия стоит задуматься над тем, чтобы не полностью копировать «китайца», а использовать больше самобытных элементов дизайна, хоть как-то напоминающие советскую классику. Хорошо, что в новой «Волге» оставили фирменную эмблему оленя на капоте, которая будет связывать современный экстерьер седана с историей марки, — отметила эксперт.
По мнению Ирины Франк, возрождённая «Волга» заинтересует тех автолюбителей, которые хотят поддержать отечественный автопром. Но главным в ней будет разумное соотношение цены и качества — только так получится привлечь покупателей, избалованных изобилием китайских автомобилей на рынке. Похожего мнения придерживается Сыдып Бальдруев: по его словам, возрождение столь уважаемого бренда — замечательная идея, но перспективы будут зависеть от её исполнения.
Возрождение бренда — не главное
Автоэксперт Дмитрий Попов обратил внимание на то, что, говоря о возрождении «Волги», не подразумевается полное воспроизведение того самого базового «народнохозяйственного» легкового автомобиля для такси, который всем знаком. На деле это будет сначала крупноузловая сборка из машинокомплектов китайского производства, а дальше всё будет зависеть от степени локализации.
— По мере того, как производства будут перетаскиваться на территорию России, соответственно, цена будет снижаться, и он (автомобиль «Волга». — Прим. ред.) составит тогда уже достойную конкуренцию своим китайским собратьям, которые прибыли из-за рубежа, — отметил эксперт.
Кроме того, Дмитрий Попов отдельно указал на то, что на самом деле главное в истории с «Москвичом» и «Волгой» — не возрождение марки. Смысл — в том, чтобы перезапустить остановленные производства.
— Это делается исключительно для того, чтобы, так скажем, сделать рестарт автомобильного производства, оттолкнувшись от какой-то китайской модели: сначала машинокомплекты, потом локализация и через локализацию — возобновление своего производства. <…> С «Москвичом», так же как с «Волгой», имеет значение, какое дальше будет развитие, то есть насколько мы будем перетаскивать сюда, на нашу территорию, производство автокомпонентов, моторов и всего остального, — отметил он.
Для ГАЗа это особенно важно: переквалифицировавшись с 2010-х годов на грузовики, он несколько растерял компетенции по производству легковых автомобилей. Сотрудничество с китайским партнёром должно дать возможность эти компетенции снова получить, чтобы сделать следующий шаг — к собственным разработкам. А о локализации побеспокоится Минпромторг: так, в начале февраля 2024 года он уже объявил о том, что китайские фирмы должны локализовать в России производство автоэлектроники для своих автомобилей.