Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании трехместного космического корабля "Восход" (3КВ) и двухместного корабля "Восход" (3КД) вышло 60 лет назад – в апреле 1964 года.
Как мы помним, «Восход» — это советская программа серии многоместных космических кораблей для полётов на околоземной орбите. По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа во время полёта, изучалась возможность работы человека в открытом космосе, проводились научные и медико-биологические исследования, технические эксперименты. Основные достижения, полученные по программе «Восход» — первый в мире многоместный экипаж (полёт 3 космонавтов на борту), первый в мире полёт космонавтов без использования скафандров, первый в мире выход в открытый космос.
Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» (изначальный технический код разработки был «Восток-3КВ», затем 11а57) и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека (массой 2,27 т., длиной 2,25 м и шириной 2,43 м), в котором находились топливные баки и двигательная установка. Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте.
Кроме того, в корабле «Восход-1» космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова. По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.
На освободившееся от катапультного кресла место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, то для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера.
Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу.
На корабле «Восход-2» (код «Восток-3КД»), предназначенном для выхода в открытый космос, оба космонавта были одеты в скафандры «Беркут». Дополнительно была установлена надуваемая шлюзовая камера, которая сбрасывалась после использования. В сложенном виде она представляла собой цилиндр диаметром 700 мм, высотой 770 мм и весом 250 кг. После раздвижения длина её увеличивалась до 2,5 м, внутренний диаметр до 1 метра и наружный диаметр до 1,2 м.
В несостоявшихся полётах с созданием кратковременной искусственной гравитации корабль и последняя ступень ракеты-носителя должны были быть связаны тросом с изменяемой благодаря лебёдке длиной 50-300 метров и, раскручиваясь, должны были вращаться вокруг общего центра масс.
Космические корабли «Восход» выводились на орбиту ракетой-носителем «Восход», также разработанной на базе РН «Восток».
Система носителя и корабля «Восход» не имела средств спасения при аварии в первые минуты после запуска, в отличие от предшествующих кораблей «Восток», имевших систему катапультирования, и последующих кораблей «Союз», оснащенных системой аварийного спасения (САС). Ввиду такого высокого риска и концентрации ресурсов на программах «Союз» и лунной, программа «Восход» была свёрнута после двух полётов.
По программе были совершены следующие полёты:
6 октября 1964, «Космос-47», время полета - 24 часа 18 минут. Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
12 октября 1964, «Восход-1», 24 часа 21 минута, пилот В. Комаров, конструктор К. Феоктистов, врач Б. Егоров.
22 февраля 1965, «Космос-57», 27 часов. Беспилотный испытательный полёт для отработки корабля для выхода в космос, завершился неудачей (подорван системой самоуничтожения через 3 часа после старта из-за ошибки командной системы).
7 марта 1965, «Космос-59», 8 суток 3 часа 2 минуты. Беспилотный испытательный полёт аппарата другой серии («Зенит-4») с установленным шлюзом корабля «Восход» для выхода в космос.
18 марта 1965, «Восход-2». 26 часов 2 минуты. Пилот П. Беляев, космонавт-испытатель А. Леонов. Первый выход в открытый космос.
22 февраля 1966, «Космос-110», 21 сутки 18 часов. Собаки — Ветерок и Уголёк. Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте.
Детально планировались, но были отменены вместе с программой весной-летом 1966 года ещё 5 пилотируемых полётов:
- «Восход-3» (Б. Волынов - Г. Катыс – Г. Шонин), рекордный 18-дневный полёт для научных и военных исследований (выполнен беспилотным «Космос-110»).
- «Восход-4» (изначально П. Попович — В. Пономарёва; затем В. Пономарёва — И. Соловьёва) - 10-15-дневный полёт изначально с первым смешанным женско-мужским экипажем; затем - с чисто женским экипажем и первым выходом в космос женщины.
- «Восход-5(-6)» (Е. Хрунов - А. Воронов) — 3-5-дневный полёт с 2-3 выходами в космос и удалением на 50-100 метров с использованием автономного средства передвижения космонавта.
- «Восход-6(-5)» (Л. Дёмин - Е. Ильин/А. Киселёв/Ю. Сенкевич) — 5-10-дневный полёт по медицинской программе с хирургической операцией на животном (кролике).
- «Восход-7» (Г. Береговой - Г. Катыс) — 15—18-дневный полёт с созданием искусственной гравитации.
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.