«…на 171-м разъезде уцелело несколько дворов, да длинный приземистый пакгауз. Немцы изредка кружили над разъездом, и командование, на всякий случай, держало там две зенитные установки…» Борис Васильев. Повесть «А зори здесь тихие».
Намедни был день войск ПВО. И подумал я – а какие художественные фильмы у нас есть про зенитчиков? И на память мою то пришёл только один. Тот, что в заголовке.
Традиционный вопрос к читателям: а какие вам вспомнились отечественные фильмы про зенитчиков, и вообще войска ПВО? Разговор, конечно, о художественных фильмах, ибо документальных на данную тему существует немало.
И да, вспомнился мне ещё один, вернее сцена из него, где зенитчики наши на прямую наводку бьются с немецкими танками. Но название вспомнить не смог, в процессе работы уже его нашёл. Называется он «У твоего порога», и снят был в 1962 году.
Понятно, что войска ПВО по объективным причинам обделены массовым нашим кинематографом – всё-таки, ратный труд защитников неба не столь зрелищен и «героичен» в глазах обывателя. Толи дело – десантники, или морпехи. Или разведчики и спецназёры иже с ними. Или танкисты. На худой конец – кавалерия с пехотой. Особливо, когда танки вражеские жжёт. Как я уже говорил про фильм 1962 года, кульминацией его является бой «противотанковый», который ведут зенитчики. И в котором почти все и погибают… Фильмы про войну всегда смотреть тяжело.
И хотя фильм «А зори здесь тихие» всё-таки более не про ПВО, а про войну вообще, и про её совсем не женское лицо, но тем не менее, подразделение, в нём присутствующее – вполне себе зенитное, хоть и дамское. И картины самого настоящего противовоздушного боя там присутствуют…
Фильм этот был снят по одноимённой повести Бориса Васильева – пожалуй, одному из самых эмоциональных, проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. В котором пять молодых девушек-зенитчиц под руководством старшины, вступают в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Такая вот мужественная история о девушках (хоть такой эпитет и режет слух). Про эпизод в период войны, которая, как известно, не щадит никого – ни женщин, ни детей.
А ведь оказывается по повести этой было снято аж три одноимённых фильма! Ну вернее два фильма и один сериал.
Если можно так выразится «оригинальный» фильм был снят в 1972 году режиссёром Станиславом Ростоцким. Картина стала лидером проката того года и более того – была номинирована на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке!
В 2005 году свой вариант в виде сериала сняли… в Китае! Оказывается, там советская лента была популярна на протяжении многих лет. Главные роли в фильме сыграли наши, российские актёры, а сценарий к нему был написан китайским сценаристом совместно с самим автором повести – Борисом Васильевым.
А к 70-летию Победы, в 2015 году вышла новая экранизация повести. Режиссёром фильма стал Ренат Давлетьяров, особо подчёркивавший, что его творение – не ремейк фильма 1972 года.
Позволю себе сделать небольшое отступление от темы нашего разговора. И доведу до внимания читающей общественности, что на мой взгляд, ремейки, или повторные экранизации – дело вполне себе правильное. Хоть и не простое. Потому как снять режиссёру «не хуже» чем, как правило, маститый и добившийся успеха предшественник, крайне сложно.
Но даже не в этом суть. Согласитесь, что молодёжь наша не пойдёт смотреть фильм 1972 года. И не потому, что он плох. Просто он из другого времени, и им будет скучен и непонятен. Чёрно-белое кино, без завораживающих спецэффектов, неизвестные им актёры и т.д. и т.п.
А на новую экранизацию, глядишь – и пойдут. Потому что современно-широкоэкранно, цветно-спецэффектно, долби-атмос-супербас и т.д. и т.п. И пусть даже с попкорном своим идут. Пусть смотрят и «9 роту» и «Сталинград» - не самые выдающиеся, конечно, но наши фильмы. Ведь если их не снимать, то будут они смотреть ряженых в разноцветные рейтузы заокеанских супергероев, где «очень хорошие» иностранцы, зачастую мутузят «очень плохих» отечественных парней и всё в таком духе.
Вернёмся, однако, к теме разговора. Сюжет повести (и, естественно, фильма) разворачивается в мае 1942 года, на 171-м разъезде, что между фронтом и Мурманской дорогой севернее блокированного Ленинграда.
Комендант разъезда хмурый старшина Васков не может навести порядок в «тыловом гарнизоне». Бойцы пьянствуют и морально разлагаются, а Васков получает выговоры.
Но ситуация меняется, когда во время очередной ротации на разъезд прибывают два отделения девушек-зенитчиц из «пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона» во главе с помкомвзвода сержантом Кирьяновой…
Подразделение дежурит на огневых позициях ПВО, прикрывает вверенные объекты от воздушных налётов противника.
И занимается бытовыми вопросами… Куда ж без бани с девками 🤗
Но без пошлостей и излишеств. Хотя актрисы наши – девки гарные, и есть им что показать. 😁 Пришлось вот даже «законопатить» некоторые части кадра, дабы не попасть под запрет бдительного нашего канала…
Ну а дальше… дальше – война. Если в двух словах – девушки со старшиной встречаются с немецкими парашютистами – диверсантами, и вступают с ними в бой. В котором все и гибнут, кроме командира. А посланная за помощью Лиза Бричкина, до разъезда не доходит, утонув в болоте.
Старшине же удаётся захватить оставшихся в живых диверсантов в плен, и он приводит их к нашим позициям.
Думаю, читателю не будет сильно интересно созерцать тут переписанный сюжет в развёрнутом виде, тем более что наверняка ему он и так знаком.
На мой взгляд, все три экранизации имеют полное право на жизнь. Они все удачные. И каждый зритель найдёт среди них тот, который более всего проймёт и запомнится.
Такой вот у нас с вами вышел сегодня «противовоздушный» обзор…
Позволю напомнить читателю, что в рубрике «Об армии и флоте в искусстве» ранее мы немного поговорили о фильмах «Броненосец Потёмкин», «Удачи вам, господа!», «Искатели. Дом Павлова», «Афганский излом», «Двое в песках», «Аты-баты, шли солдаты», 72 метра, а также о творчестве великого художника-баталиста и воина Василия Верещагина.
Телеграмм-канал автора по ссылке https://t.me/shtabpisar