Появился я на свет в середине XX века в крупном сибирском городе Барнауле, столице Алтайского края. Моя семья жила в то время в доме, который был чудом архитектуры своего времени. Четырехэтажный пятиподъездный дом был построен еще до Великой Отечественной войны. У него была собственная котельная и от нее центральное отопление. Но горячего водоснабжения не было. Существенную часть большой кухни занимала обычная печь, которую топили дровами. Мылись тоже на кухне, для этого на стенах висели оцинкованные корыта. Дымоходы печей выходили в стояковые трубы, кирпичными вершинами которых была утыкана вся крыша.
Стены дома капитальные, поэтому эти несколько домов сохранились до сих пор, хотя исчезли и печные трубы на крыше, да и труба котельной. Наша квартира была коммунальной, первоначально в ней жили две семьи и одинокая женщина. После ее смерти ее маленькую комнатушку отдали моей бабушке, а мы – прабабушка, папа, мама и я, жили в достаточно большой комнате, метров 20 квадратных. В такой же комнате жила другая большая семья. Мать, ее дочь с мужем и двое их детей.
О своей семье расскажу в другом посте, а наши соседи жили бедно, в основном причиной этого было то, что муж Семен пил. Он был портным-закройщиком, говорили, хорошим, но не столько само вино, сколько постоянные неприятности, в которые он попадал из-за любви к зеленому змию, постоянно делали бреши в их бюджете.
Мне запомнился такой случай. Он раскроил женское пальто из дорогой материи, а рукава пальто решил раскроить дома. Положил материал в холщовую сумку с длинными ручками. По дороге зашел в пивную выпить пива, пока его пил, поглядывал на ручки сумки, висевшие у него на руке. А когда закончил, то оказалось, что висят только ручки, а саму сумку воры срезали. Пришлось покупать недостающий кусок дорогого материала.
Не все жили бедно, на площадке с нами была квартира, в которой жила обеспеченная семья. Они работали в Китае, наверно, хорошо зарабатывали, вышли на пенсию, а их дочь, женщина лет 30 или 35, работала зубным техником, это в СССР была денежная работа. Детей у нее не было, поэтому старики часто звали меня к себе. У них были разные китайские игрушки, да и дома мне сидеть не очень хотелось. Там я в первый раз высказал мысль о социальной справедливости. У них было много красивых китайских ваз, вот я и вышел с предложением отдать одну из них нашим соседям, так как Семен опят, что по пьянке спали.
В целом жили дружно, единственно, Семен с братом при получении пенсии моей прабабушкой выцыганивали у нее деньги на выпивку. Наверно, страсть к алкоголю у них была семейная. Брат Семена из-за нее и погиб, они еще с одним мужиком поехали на санях в степь, видно, хорошо выпили, надеясь, что лошадь довезет. Начался буран, лошадь сбилась с дороги. Она довезла, вышла к какому-то жилью, но они уже сильно замерзли. Как рассказывали, кто-то из них даже пытался перелезть через забор к дому, но так и упал у забора. Когда их утром нашли, они уже окоченели.
Читая позже рассказы М. Зощенко о коммуналках, вспоминал наш дом и коммуналку, в общем, хорошо. Да и позже знакомство с соседями не прерывалось.
Если рассказ понравился нажми палец вверх
Если нравиться, подпишись на канал