Президент Франции Эммануэль Макрон распорядился отозвать посла из Баку, что стало очередным витком обострения отношений с Азербайджаном. Россия тем временем выводит свои миротворческие силы из Карабаха. Ждать ли новой войны? Рассказываем, что в настоящий момент происходит в Закавказье.
Макрон отозвал на консультации посла из Баку в связи с резко обострившимися отношениями между Францией и Азербайджаном.
Франция решила вызвать для консультаций своего посла в Азербайджане по причине продолжения со стороны Баку в последние месяцы действий, наносящих ущерб двусторонним отношениям,
- говорится в официальном заявлении.
Во время встречи с послом Макрон заявил, что он разочарован поведением Азербайджана и ждёт, чтобы Баку объяснил свои действия в отношении Франции. Он также подчеркнул, что Париж хочет нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном с учётом международного права.
Отметим, что, если верить азербайджанской стороне, то на деле Франция далеко не такой миротворец, каким хочет выглядеть. Баку утверждает, что Париж поставляет Армении оружие и боеприпасы, а также подстрекает страну к тому, чтобы та попыталась взять реванш и вернуть Карабах. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде заявил, что Франция "поддерживает сепаратизм" в Карабахе и пытается применить свой неоколониальный опыт в Закавказье. А президент республики Ильхам Алиев предупредил главу Европейского Совета Шарля Мишеля, что если сейчас в регионе снова вспыхнет война, то виноват в этом будет Париж.
Дальше всё пошло по нарастающей. Азербайджан заявил, что французские спецслужбы формируют в стране обширную шпионскую сеть. В январе по обвинению в шпионаже был задержан гражданин Франции. Елисейский дворец, естественно, назвал его невиновным. Потом двое сотрудников французского посольства Франции в Баку получили статус персон нон грата и были высланы из страны. В ответ Париж выслал двух сотрудников азербайджанского посольства.
На этом конфликт не ограничился. Франция заявила, что её беспокоит ситуация со свободой слова в Азербайджане. Париж призвал власти страны уважать свободу печати и самовыражения в соответствии с международными обязательствами республики. Однако в Баку данные слова расценили как вмешательство во внутренние дела страны. Теперь в Закавказье снова происходят тревожные процессы.
Франция готовит мину замедленного действия у границ России
Так почему Франция не может поладить с Азербайджаном? Причина кроется в колоссальных геополитических амбициях Пятой республики. После того как Азербайджан провёл свою военную операцию, в ходе которой полностью захватил Карабах, Армения затаила на Россию глубокую обиду. Она обвинила Москву в том, что та якобы не выполнила взятые на себя миротворческие функции и не помешала Баку захватить Карабах. Как именно контингент, который составлял менее 2 тыс. человек, должен был остановить целую армию, непонятно. Тем более, что сама Армения не стала направлять войска, чтобы отбить Карабах.
После завершения азербайджанской операции Карабах полностью перешёл под контроль Баку, Нагорно-Карабахская республика была ликвидирована, а всё армянское население в "добровольно-принудительном" порядке эмигрировало в Армению. Когда уже стало понятно, что территориальный вопрос решён окончательно, Россия начала вывод миротворческих сил. В среду, 17 апреля, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил сообщения азербайджанских СМИ о том, что Москва выводит миротворческие силы из Карабаха. Чуть ранее стало известно о выводе русских пограничников из аэропорта Звартноц под Ереваном, которые стояли там с 1992 года.
Армения тем временем сообщила, что больше не может полагаться на Россию как на союзника, намекнула на возможный выход из ОДКБ и начала демонстративно сближаться с Западом.
Вряд ли Ереван действительно решится выйти из ОДКБ. Если он это сделает, Азербайджан сможет без всякой опаски для себя начать новую военную операцию и выполнить давнюю мечту - пробить себе коридор в свой эксклав Нахичеванскую Автономную Республику. Вряд ли власти Армении этого не понимают.
В данном случае заявления премьер-министра республики Никола Пашиняна можно воспринимать просто как сигнал для России.
Кроме того, Ереван провёл военные учения с США. А в начале апреля члены армянского кабмина провели встречу с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, главой евродипломатии Жозепом Боррелем и госсекретарём США Энтони Блинкеном. Как пишет "Военное обозрение", они заключили соглашение, которое предусматривает укрепление оборонных возможностей республики.
Для России наибольшую тревогу представляет пункт об инспекции американских экспертов, которые хотят изучить армянскую ПВО, встроенную в Объединённую систему ПВО ОДКБ. Таким образом Запад может узнать военные секреты созданного Россией альянса.
Но наибольшую активность в сближении с Арменией проявляет даже не Америка, а Франция. Сначала та предлагала себя в качестве посредника для проведения мирных переговоров, потом начала осуществлять различные контакты с армянской элитой, а теперь, если верить Баку, поставляет Еревану оружие.
По одной из версий, таким образом Макрон пытается отомстить России за то, что та выдавила французские войска из Африки. Сначала от сотрудничества с французами отказался Нигер, где недавно произошёл госпереворот. А за ним подтянулись и другие африканские страны, уставшие от неоколониализма. И теперь в отместку за это Париж пытается закрепиться в Закавказье. У него самого там нет никаких интересов, но в данном регионе находится "подбрюшье" России, что открывает невероятные перспективы для вредительской деятельности.
Это может быть обилие французских военных баз в Армении (то есть в непосредственной близости от русских границ) и/или попытки втянуть Ереван в НАТО. Кроме того, Париж может попытаться убедить Армению в своей поддержке и подтолкнуть её к собственной военной операции по захвату потерянного Карабаха. Это будет означать новую войну у границ России, что весьма выгодно Западу. Очередной очаг дестабилизации в зоне влияния Москвы и вероятность начала новой миротворческой миссии очень некстати в условиях продолжающейся СВО, к которой приковано основное внимание России.
Правда, в таком случае Франция рискует нарваться на гнев Турции, которая обладает сильнейшей армией в Европе и которая стоит за Азербайджаном. А Турция, как и Франция, - член НАТО, что сильно всё осложняет.
Политолог Станислав Тарасов считает, что ни мирный договор между Арменией и Азербайджаном 2020 года, ни военная операция Баку не решили ворох проблем, которые есть в регионе. Франция провоцирует Азербайджан, а Евросоюз не хочет или не может разрешить противоречия. Недавние переговоры министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова с армянским коллегой Араратом Мирзояном в Берлине никакого результата не дали. Два дня дипломаты о чём-то беседовали в МИД Германии, но по итогам встречи не было сделано никаких заявлений.
Складывается ощущение, что стороны решили начать всё с чистого листа. И всё это происходит на фоне явного ослабления влияния ЕС в Ереване. Даже мирный процесс пропитан духом противоречия. Обиженные на Россию армяне отказываются вести переговоры в Москве, а азербайджанцы после бессилия Германии и милитаризма Франции теперь, скорее всего, не доверяют западным площадкам.
В общем, ситуация зашла в тупик, и в Закавказье зреет горячая точка с переходом в вооружённое противостояние. Как будут дальше развиваться события, посмотрим. Будем наблюдать, потому что всё находится в динамике,
- отметил Тарасов.
К слову, Закавказье - это не единственный рычаг давления на Россию для Франции. Париж также в последнее время часто говорит о готовности ввести свои войска в зону СВО. По слухам, Макрон уже направил 2 тыс. бойцов Иностранного легиона в Одессу, чтобы не дать русским захватить этот город. В данном случае Франция демонстрирует такое же поведение, как и в Закавказье. Сначала она изображает из себя миротворца, который придерживается строго международного права и призывает решать все противоречия за столом переговоров. А потом начинает вооружать одного из участников конфликта и обсуждать открытие военных баз в Армении.
________________
Промо:
Создали новый канал в Дзене, где рассказываем правду о мигрантах. Не просто говорим о проблеме, но предлагаем пути её решения.