Они прожили вместе 42 счастливых года и Анна всегда оставалась в тени мужа, она была просто любящей женой и заботливой мамой. Сама ходила по магазинам за продуктами, вела семейный бюджет, распоряжалась зарплатой мужа, которую Константин Устинович отдавал ей полностью.
Его зарплата в Политбюро составляла 400 рублей, а на посту Генерального секретаря он получал 600 рублей. В быту он был настолько неприхотлив, что не позволял покупать себе лишний костюм, всего их было шесть.
Анна Дмитриевна сама следила за внешним видом мужа и была его стилистом. После его смерти она через какое-то время осталась с крошечной пенсией в 4 тысячи рублей и вынуждена была подрабатывать консьержкой в доме, где проживала.
Они познакомились в августе 1944 года. Анна работала в парткоме наркомата заготовок и была отправлена в командировку в Горьковскую область, Черненко тоже находился там по заданию партии. Сначала завязалась дружба, вечерами они много гуляли, и Константин читал ей по памяти стихи Есенина. Он покорил Анну умением лепить «пельмени по-сибирски», потом это стало традицией в их семье и секрет лепки был передан уже детям.
Когда они вернулись в Москву, их встречи продолжились, и Константин принял решение о разводе с первой женой.
Да, он на то время был женат на Фаине, в семье подрастало двое детей, но сердцу не прикажешь, детей он не оставил и помогал их поднимать.
Продвижение по службе
Сам Константин Устинович родился в 1911 году в сибирской деревне Большая Тесь, Енисейской губернии, семья была бедной, и он с детства помогал родителям, работая на зажиточных крестьян. Потом работал с отцом на промыслах – медных рудниках и золотых приисках.
Его карьера развивалась постепенно, да он особенно и не стремился куда-либо выдвигаться. Окончил трёхгодичную школу сельской молодёжи, работал в сельском райкоме комсомола, потом служба в армии на границе с Китаем. Там он вступил в партию и был избран секретарём парторганизации погранотряда.
После армии работал на партийной работе заведующим отделом пропаганды и агитации в краевых райкомах, в 1941 году был назначен секретарём Красноярского крайкома, а в 1945 году секретарём Пензенского обкома партии, закончил Высшую школу партийных организаторов при ЦК ВКП(б).
Напрасные обвинения
В марте 1948 года Константина должны были перевести в Москву в центральный аппарат, однако в тот же месяц решение было отменено в связи с его моральным обликом («падок до женщин»).
Вот эту карту и решили разыграть авторы многочисленных статей о Черненко, с упоением рассказывая о его любвеобильности, о якобы брошенных женщинах с детьми и якобы он не пропускал ни одной юбки.
Понять этих «писателей» можно, они не могли предъявить советским генсекам коррупцию, у тех не было собственности, жили на всём государственном, а жёны после их смерти остались ни с чем.
Но надо же писать что-то плохое про Советский Союз, поэтому решили, что все генсеки были «ходоки по женщинам» и стали писать грязные статьи.
На самом деле у Константина в этот период проходил болезненный развод с первой женой Фаиной, но он принял для себя окончательное решение быть вместе с Анной и даже решение ЦК его не остановило, не был он карьеристом.
В 1948 году его вместо Москвы перевели в Молдавию заведующим отделом агитации и пропаганды ЦК компартии Молдавии. Здесь он и познакомился с первым секретарём ЦК Брежневым, который оценил его деловые качества и необычайную работоспособность.
Со временем их деловые отношения переросли в дружбу, которая длилась до конца жизни.
«Константин Устинович был «орговиком» высочайшего класса. Все региональные руководители стремились попасть на приём именно к нему. Потому что знали: если обратился к Черненко, вопрос будет решён, а необходимая документация оперативно пройдёт все инстанции» (Фёдор Моргун)
С 1965 по 1982 год Константин Устинович заведовал Общим отделом ЦК КПСС и всегда был в курсе всего происходящего в высшем партийном эшелоне, через него проходила вся почта генсека, он готовил материалы Политбюро.
После переезда в Москву семья Черненко получила небольшую квартиру, к тому времени у них было трое детей, две дочери и сын. Константин Устинович никогда для себя ничего не просил, соглашался с тем, что ему выделяли. Анна Дмитриевна после замужества не работала, посвятив себя мужу и детям. Семейную машину им выделили, когда Черненко стал генсеком, последние годы семья жила на государственной даче за Барвихой, в Усово.
Для Леонида Ильича Брежнева Черненко был просто незаменим, ему он полностью доверял и ценил, мог позвонить ночью, чтобы посоветоваться.
После смерти Брежнева Черненко считался одним из двух, наряду с Андроповым, претендентов на полноту власти, 12 ноября 1982 года Политбюро избрало генсеком Андропова.
Покушение на жизнь
Это случилось летом 1983 года. На отдыхе, на государственной даче в Крыму Черненко, как считают некоторые историки был отравлен, он настолько был плох, что его просто чудом спасли, но его здоровье с тех пор было значительно подорвано, и он долго не мог восстановить работоспособность. Никто ничего не стал расследовать, всё списали на некачественную копчёную ставриду, которую ели все, но пострадал только Константин Устинович.
Можно ли считать данную версию с отравлением правдоподобной – думаю вполне. Андропов болел, а Черненко был следующим претендентом на место генсека. Кто-то очень торопился прийти к власти, я думаю вы догадываетесь, кто.
На вершине власти
Когда Анна Дмитриевна 13 февраля 1984 года узнала о назначении мужа, она заплакала, предчувствуя, что добром это на кончится. Здоровье Константина Устиновича так и не восстановилось полностью после отравления, на это накладывалась эмфизема лёгких.
Когда муж пришёл домой, она спросила, как он мог согласиться, пусть бы выбрали другого, а он ответил, что больше всех рвётся Горбачёв, но ему ещё рановато, слишком много амбиций.
Однако Михаил Сергеевич Горбачёв был очень дружен с главным кремлёвским врачом Чазовым, который настоял и отправил Черненко на лечение в Кисловодск, где холодный воздух окончательно «угробил» его лёгкие, обратно генсека доставили на носилках. А его обязанности на время болезни исполнял Горбачёв.
Однако Черненко продолжал работать, он не прекратил начинания Андропова по борьбе с теневой экономикой. При нём начал реализовываться, но так и не был доведён до конца процесс реабилитации Сталина, он хотел выполнить завет Брежнева переименовать в 1985 году Волгоград в Сталинград, но так и не успел.
А нам всем он запомнился школьной реформой и появлением 1-го сентября Дня знаний.
Константин Устинович Черненко ушёл из жизни 10 марта 1985 года и стал последним, похороненным у Кремлевской стены.
Анне Дмитриевне после смерти мужа оставили квартиру и даже назначили хорошую пенсию, однако в конце 90-х пенсию урезали и ей пришлось подрабатывать консьержкой. Скончалась она в декабре 2010 года в возрасте 97 лет.