Со времен давних пор в городе укоренилась особая вера - религия, которая ушла своими корнями еще в древние индейские легенды. Эта религия почитает боль и страдания, призывает к самопожертвованию ради спасения. Считается, что вера в эту религию может поддержать человека в жизни, дать ему надежду... Но что может дать человеку вера в религию страдания? Может ли само страдание очистить его от греха, отскребая с него пелену материального мира и сделав лучше, создавая путь к райским вратам?
Давайте тщательно изучим религиозное сообщество городка Сайлент Хилл из одноимённой серии игр для более глубокого понимания сюжета игры, внутреннего мира персонажей и, возможно, для поиска ответов на выше поставленные философские вопросы.
Вера культа
Согласно древним верованиям, культисты верили, что, очистив мучеников с помощью жестоких ритуалов и выслушав их страдания, «Бог» родится (спустится на землю) и создаст абсолютный «рай» (после «очищения мира огнем», то есть разрушения существующих основ, чтобы построить новый идеальный мир «с нуля»). С помощью ритуалов культ лишь увеличивал силу страданий жертв религиозных обрядов, а внутренний мир «очищенных страданием» обретал огромную силу и способность притягивать к себе людей. Иными словами, суть «рая» культа - это не работа Бога или дьявола, а плод ума обычных людей! А такой мир слишком ненадежен и непредсказуем. Как мы можем знать, что происходит в голове у другого человека? Как мы можем быть уверены, что внутренний мир человека - это тот самый идеальный гармоничный «рай», полный счастья и радости? Невозможно узнать это заранее - и к тому времени может быть уже слишком поздно.
Чтобы чуть лучше понять мотивы культистов и сектантов туманного города, нам стоит начать с беглого обзора того, во что они верили и на что надеялись. Предлагаю авторский перевод легенды Ордена, которую можно обнаружить на 5 картинах в соборе Ордена в игре Silent Hill 3.
С самого начала у людей не было ничего: их тела болели, а их сердца были наполнены только лишь ненавистью. Они бесконечно бились, но смерть так и не наступала. Они отчаялись, погрязли в вечном болоте.
Мужчина предложил Солнцу змею и молил об искуплении. Женщина предложила Солнцу тростник и попросила о радости. Чувствуя жалость к печали, переполнившей Землю, Богиня родилась от этих двух людей.
Богиня создала время и разделила его на день и ночь. Богиня указала путь к искуплению и дала людям радость. И Богиня забрала вечную жизнь у людей.
Богиня создала существ, чтобы вести людей в послушании Ей: красного Бога – Ючилбара, жёлтого Бога – Лобсель Вит, много богов и ангелов.
Наконец, Богиня вознамерилась создать Рай, где люди были бы счастливы просто пребывая там.
Но на этом сила Богини иссякла, и Она пала. Все люди горевали об этом злополучном событии. С последним вздохом Богиня обратилась в прах, обещая вернуться вновь.
Поэтому Богиня не была потеряна. Мы должны возносить наши молитвы и не забывать нашей веры. Мы ждём в надежде тот день, когда путь к Раю будет открыт.
(Silent Hill 3, перевод дополнительного трека "Sun")
В соответствии с убеждениями культа, в древности человеческого мира в современном понимании этого слова не существовало. Существовали лишь бессмертные существа, обладавшие лишь ненавистью и тьмой в своих сердцах. Они даже не были людьми, возможно, лишь души без тела (без физического облика и без смерти), вечно заключенные в бездонном вакууме, в абсолютной пустоте. На протяжении всей вечности, наполненные ненавистью «существа» вели между собой бесконечную войну, принося всем только страдание - и не могли освободиться из этого бесконечного круга агрессии и боли, поскольку не знали смерть. Так или иначе, каждый был врагом каждого, - и задачей человеческой души становилось наносить страдание своим собратьям. И так делали все остальные, поскольку у них не было надежды, не было общей цели, к которой стремиться - люди лишь преследовали желание получить удовольствие, не разбираясь в средствах, и таким образом они всё больше погружались в бездну отчаяния.
Однажды, когда вокруг царит безумие, на небе появляются двое людей (мужчина и женщина - по аналогии с Адамом и Евой) с глазом, который видит все - солнцем. И в их душах зарождаются надежда и сострадание. Адам и Ева поверили в силу солнца (потому что им больше не во что было верить), захотели избавить остальное человечество от страданий бесконечного существования и обратились за помощью к свету с помощью ритуалов. Мужчина, ищущий спасения, приносил в жертву солнцу змею, женщина, ищущая радости, - тростник (возможно, этот мифический «ритуал» - метафора процесса зачатия двумя людьми ребенка=бога). (Например, в племенных культурах индейцев Южной Америки существовали похожие ритуалы «подношения змей и ягод солнцу и небу», в которых мужчина и женщина совершали ритуал и зачали ребенка в честь богов). Но почему люди были так уверены, что ритуал сработает? Они не могли знать. Люди просто верили всей душой, а вера людей обладает чудодейственной силой. И в результате этого мистического ритуала действительно происходили чудеса.
«Из сострадания к горю, покрывшему землю, родился Бог от двух сих».
Из этого выражения следует, что Бог родился, потому что почувствовал страдания и горе тех, кто покрывал землю. Таким образом, можно сказать, что культ верил, что Бог родился только тогда, когда почувствовал горе людей, то есть когда почувствовал, что мир нуждается в нем. Здесь прослеживается четкая связь с идеей силы чувства.
Возможно, вы уже почувствовали, что эта часть мифа проходит через библейский мотив Адама и Евы. В отличие от христианской доктрины, культы учат, что не Бог создал человека (бессмертную душу), а сам человек породил Бога. Они родились через страдания и веру в спасение. Это очень символично и является своего рода «обратной Библией».
Легенда и названия богов в целом содержат достаточно много черт, присущих современному христианству, верованиям древних индейцев и некоторым другим религиям. Это можно заметить также и по моему любимому символу «Нимб Солнца» (Halo of the Sun), который сопровождает нас на протяжении почти всей серии игр. Символ Богини и Её перерождения содержит в себе псевдорунические символы, символ весов, две подписи Люцифера, три состояния солнца, око Гора и ещё много других разных интересных вещей, из чего можно сделать вывод, что вера Ордена многогранна и менялась достаточно часто. Заповеди, привычки, внешний вид божества и прочие нюансы разнились от лидера к лидеру, становясь то мягче, то жёстче, но даже переписываемая испокон веков легенда каким-то чудом сохранила основные элементы.
Орден
История этого религиозного сообщества берет свое начало в середине XIX века, когда его последователи попытались призвать Бога. В то время доктрина культа представляла собой смесь христианских учений и традиционных верований индейцев, некогда живших на территории Сайлент Хилла (с присущей их ритуалам жестокостью). Однако создание культа после конфликта, порожденного политическим конфликтом, ни к чему хорошему не привело, и общество Сайлент Хилла вновь разделилось на две части из-за религиозного конфликта между культом и христианской церковью. Одной из жертв этого конфликта стала девушка по имени Дженнифер Кэрролл.
В далеком прошлом культы были легальными или с ними боролось правительство? Мемориал Дженнифер Кэрролл в парке Роузвотер ясно дает это понять. Молчаливые христиане, которым не нравилось, что образовался «культ» и большое количество людей обратилось в новую веру, начали расправу над лидерами культа. Однако правительство не поддержало эту идею, и даже члены оккультных организаций (нонсенс!) в парке Роузвотер был воздвигнут мемориал! И это несмотря на то, что в то время повсеместно продолжались сожжения ведьм (Массачусетс, например, находится не так далеко от нашего туманного городкка). Таким образом, в 19 веке в городе христианство было серьезно подавлено культами. Либо в высшем классе города было много членов культа (что весьма вероятно), либо правительство было подкуплено культом (что тоже не исключено).
Со временем культ приобрел огромную власть, и его религиозные традиции стали оказывать значительное влияние на жизнь города, особенно в виде казней в местной тюрьме и униформы палача. Религиозная организация негласно поддерживает детский дом Hope House/Wish House (официально принадлежащий благотворительной организации Silent Hill Smile Support Society), который впоследствии используется для промывания мозгов сиротам, чтобы они обратились в культ.
Однако затем культ начал раскалываться на секты, в результате чего он потерял свою былую силу и в конце концов превратился в тайную организацию сатанистов-наркоторговцев, которые регулярно похищают девочек, чтобы накормить своего бога, и тайно прививают сиротам темные религиозные убеждения в местных детских домах. SH1 Согласно описанию игры в OGFAQ, члены культа регулярно пытаются провести ритуалы, чтобы призвать бога, но всегда терпят неудачу по той или иной причине. Однако такая череда неудач длится лишь до приезда фанатичной женщины по имени Дарья Гиллеспи, которая начинает активно пропагандировать идею поклонения дьяволу и всеобщего уничтожения ради избавления от страданий.
Секта Святой Женщины
Эту секту возглавляет верховная жрица Далия Гиллеспи. Она верит, что при вызывании божественной беременности в утробе женщины, обладающей особыми способностями, возрождается бог. Дария смогла провести ритуал сожжения, в результате которого её дочь Алесса была зачата от божества.
Судя по мифологической картине в Silent Hill 3, система верований секты, похоже, позже изменилась с идеи о возрождении бога через утробу матери на терпеливое ожидание его возвращения. Они верят, что после возвращения бога наступит конец времен, и он приведет верующих в рай. Однако, как и Винсент, не все члены культа активно пропагандируют Второе пришествие. Клаудия же считает, что Бог, рожденный из боли и ненависти, более симпатичен.
Среди известных членов секты - Дарья Гиллеспи, Клаудия Вульф, Винсент Смит и Леонард Вульф.
Секта Святой Матери
Секта Святой Матери содержала приют, где детям промывали мозги и обучали колдунов для достижения своей цели - вернуть Бога.
Члены секты поклонялись Материнскому камню (местные жители называли его «Накихона») в лесу Сайлент Хилл как священному существу. Коренные американцы использовали Накихону в своих церемониях, чтобы поговорить с умершими предками. Культ назвал его "Материнским камнем" и стал использовать в своих ритуалах. Возможно, это название имело какое-то отношение к Богу, или, как называли Деву, эти камни могли играть роль в возрождении Бога.
Среди известных членов этой секты - Тоби Арчибальд и Уолтер Салливан.
Секта Валтиэля
Секту возглавлял священник Джимми Стоун, также известный как Красный Дьявол. Члены этой секты носили красные остроконечные капюшоны, выступали в роли палачей и поклонялись Валтиэлю как почти божественному палачу.
Секта Валтиэля выступала в качестве посредника между сектами Святых и Девы, которые враждовали друг с другом.
Среди известных членов этой секты - Джимми Стоун и Джордж Ростен.
Секта Шепердс-Глена
Неназванный орден в Пастушьей Глене. Это группа, отколовшаяся от ядра Ордена в поисках более спокойной и стабильной жизни. Однако они сохранили основные убеждения Ордена, такие как вера в Бога и стремление к порядку.
Семьи-основатели Ордена (Шепард, Холлоуэй, Бартлетт и Фитч) заключили договор с Богом Порядка, поклявшись приносить в жертву по одному ребенку от каждой семьи каждые 50 лет в обмен на защиту и процветание.
Три другие семьи выполнили свой долг, но Адам Шепард не сделал этого, и договор был нарушен, а Шепардс-Глен стал уязвим для вторжения потустороннего мира.
Среди известных членов секты - Кертис Эйкерс, Адам Шепард, Лилиан Шепард, Сэм Бартлетт, Мартин Фитч, Маргарет Холлоуэй и различные солдаты Ордена.
Подведём итоги
По сравнению с канадскими фильмами, где лично мне до сих пор мотивация культистов кажется сильно натянутой, религиозное общество игрового Сайлент Хилла выглядит очень развитым и разносторонним. Богатая легенда о спасшем человечество от греха и вечной жизни Божестве интересна и заставляет задуматься, вкопаться глубже и соотнести детали мифов, верований и существ с имеющимися религиями. Изучение материала, который отражён в разных частях игры, позволяет лучше понять персонажей, их мотивацию, происходящее и изменчивую окружающую обстановку. Студия Konami действительно постарались и создали для игроков поистине завораживающий и многогранный живой по-своему искарёженно-религиозный мир.