С детства многие знают о подвигах советских летчиков во время Второй мировой войны. Иван Кожедуб, сбивший 64 вражеских самолёта, был награждён званием Героя Советского Союза трижды и в итоге стал маршалом авиации. Александр Покрышкин, также трижды Герой, стал настолько известен, что, согласно советским сообщениям, его имя использовалось для запугивания летчиков люфтваффе. Покрышкин имеет в своём активе 59 сбитых самолётов.
Однако эти впечатляющие достижения кажутся менее значительными на фоне успехов немецких летчиков-асов, из которых 104 человека могли похвастаться не менее чем ста воздушными победами каждый. На вершине этого списка находится Эрих Хартманн с невероятным количеством сбитых самолётов — 352. Это вызывает удивление и вопросы о законности таких цифр, а также сомнения в правдивости. Возможно, немецкие летчики и самолёты были настолько лучше советских, или же в этих данных есть неточности.
Действительно, многие факторы могут объяснить такое количество заявленных побед немецких асов. Например, их статистика начала вестись ещё со времён Гражданской войны в Испании в 1936 году, хотя Хартманн начал свою боевую карьеру только в 1942 году. И за два года этот молодой летчик невероятным образом стал самым известным асом в истории. Это порождает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов, а лишь множество мелких объяснений.
Понимание того, каким образом достигнуты впечатляющие цифры воздушных побед, имеет важное значение. В отличие от советских ВВС, в немецкой авиации не делали различий между индивидуальными и командными успехами. Например, если три советских истребителя Ла-5 сбили один "Фокке-Вульф", каждый пилот получал отметку за групповую победу. Но если группа "мессершмиттов" атаковала один Ил-2, победа засчитывалась только одному из них, часто самому опытному или тому, кто лучше всего подходил для пропагандистских целей.
Ещё один момент касается того, что немцы учитывали не только фактически сбитые самолёты, но и так называемые "воздушные победы". Это могло означать, что, если немецкий пилот попал в советский самолёт, который затем ушёл с поля боя, даже если он смог вернуться на базу и был восстановлен, это считалось победой для немцев. В советских ВВС же за победу засчитывалось только полное уничтожение вражеского самолёта, и даже тогда подтверждение сбития могло быть затруднено, если самолёт падал в тылу противника.
Есть ещё один важный аспект подсчёта воздушных побед в немецкой авиации. Они учитывали не только факт сбитого самолёта, но и умножали его на количество двигателей на борту. Таким образом, если одномоторный истребитель Ла-5 считался за одну победу, то двухмоторный Ту-2 уже засчитывался как две победы. А сбитие четырёхмоторного Пе-8 оценивалось как четыре победы, хотя такие самолёты летали настолько высоко, что их было сложно достичь.
Это правило не было введено только для увеличения статистики. Сбитый бомбардировщик, не доставивший бомбы до цели, считался более значимой целью, чем истребитель, сбитый в ходе боёв без конкретной миссии. В люфтваффе, как и в других вооружённых силах, за уничтожение вражеских самолётов предусматривались материальные премии, для получения которых лётчики заполняли множество документов, перечисляя свои "заявленные победы". Естественно, фактическое количество побед могло сильно отличаться от заявленного. С советской стороны тоже могли быть ошибки в подсчётах, но они были менее вероятны из-за отсутствия учёта групповых побед, не учёта количества двигателей и строгой проверки перед выплатой премий за сбитые самолёты.
Таким образом, если учесть все эти факторы, увеличивающие количество побед немецких асов, и сравнить их с более консервативным подходом советских ВВС к подсчёту своих успехов, то реальная разница в количестве воздушных побед может оказаться не такой уж и значительной.
В заключение, истории летчиков-асов Второй мировой войны остаются одними из самых захватывающих и многогранных страниц в истории человечества. Они рассказывают о мужестве, умении, выносливости и огромных жертвах, которые были сделаны в вихре войны. Их подвиги и трагедии продолжают вдохновлять и служат напоминанием о цене мира, который мы имеем сегодня.
Мы приглашаем вас присоединиться к диалогу и поделиться своими мыслями о статье. Какие истории летчиков-асов вас впечатлили больше всего? Есть ли у вас личные рассказы или мнения, связанные с этой темой? Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи, и оставляйте свои комментарии ниже. Ваше участие делает наше сообщество богаче и позволяет истории оживать. Давайте вместе помнить и отдавать дань тем, кто боролся на небесах.