Найти в Дзене

За кулисами воздушных битв Второй Мировой или почему немецкие летчики сбивали так много самолетов.

С детства многие знают о подвигах советских летчиков во время Второй мировой войны. Иван Кожедуб, сбивший 64 вражеских самолёта, был награждён званием Героя Советского Союза трижды и в итоге стал маршалом авиации. Александр Покрышкин, также трижды Герой, стал настолько известен, что, согласно советским сообщениям, его имя использовалось для запугивания летчиков люфтваффе. Покрышкин имеет в своём активе 59 сбитых самолётов.

Однако эти впечатляющие достижения кажутся менее значительными на фоне успехов немецких летчиков-асов, из которых 104 человека могли похвастаться не менее чем ста воздушными победами каждый. На вершине этого списка находится Эрих Хартманн с невероятным количеством сбитых самолётов — 352. Это вызывает удивление и вопросы о законности таких цифр, а также сомнения в правдивости. Возможно, немецкие летчики и самолёты были настолько лучше советских, или же в этих данных есть неточности.

-2

Действительно, многие факторы могут объяснить такое количество заявленных побед немецких асов. Например, их статистика начала вестись ещё со времён Гражданской войны в Испании в 1936 году, хотя Хартманн начал свою боевую карьеру только в 1942 году. И за два года этот молодой летчик невероятным образом стал самым известным асом в истории. Это порождает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов, а лишь множество мелких объяснений.

Понимание того, каким образом достигнуты впечатляющие цифры воздушных побед, имеет важное значение. В отличие от советских ВВС, в немецкой авиации не делали различий между индивидуальными и командными успехами. Например, если три советских истребителя Ла-5 сбили один "Фокке-Вульф", каждый пилот получал отметку за групповую победу. Но если группа "мессершмиттов" атаковала один Ил-2, победа засчитывалась только одному из них, часто самому опытному или тому, кто лучше всего подходил для пропагандистских целей.

-3

Ещё один момент касается того, что немцы учитывали не только фактически сбитые самолёты, но и так называемые "воздушные победы". Это могло означать, что, если немецкий пилот попал в советский самолёт, который затем ушёл с поля боя, даже если он смог вернуться на базу и был восстановлен, это считалось победой для немцев. В советских ВВС же за победу засчитывалось только полное уничтожение вражеского самолёта, и даже тогда подтверждение сбития могло быть затруднено, если самолёт падал в тылу противника.

-4

Есть ещё один важный аспект подсчёта воздушных побед в немецкой авиации. Они учитывали не только факт сбитого самолёта, но и умножали его на количество двигателей на борту. Таким образом, если одномоторный истребитель Ла-5 считался за одну победу, то двухмоторный Ту-2 уже засчитывался как две победы. А сбитие четырёхмоторного Пе-8 оценивалось как четыре победы, хотя такие самолёты летали настолько высоко, что их было сложно достичь.

-5

Это правило не было введено только для увеличения статистики. Сбитый бомбардировщик, не доставивший бомбы до цели, считался более значимой целью, чем истребитель, сбитый в ходе боёв без конкретной миссии. В люфтваффе, как и в других вооружённых силах, за уничтожение вражеских самолётов предусматривались материальные премии, для получения которых лётчики заполняли множество документов, перечисляя свои "заявленные победы". Естественно, фактическое количество побед могло сильно отличаться от заявленного. С советской стороны тоже могли быть ошибки в подсчётах, но они были менее вероятны из-за отсутствия учёта групповых побед, не учёта количества двигателей и строгой проверки перед выплатой премий за сбитые самолёты.

-6

Таким образом, если учесть все эти факторы, увеличивающие количество побед немецких асов, и сравнить их с более консервативным подходом советских ВВС к подсчёту своих успехов, то реальная разница в количестве воздушных побед может оказаться не такой уж и значительной.

В заключение, истории летчиков-асов Второй мировой войны остаются одними из самых захватывающих и многогранных страниц в истории человечества. Они рассказывают о мужестве, умении, выносливости и огромных жертвах, которые были сделаны в вихре войны. Их подвиги и трагедии продолжают вдохновлять и служат напоминанием о цене мира, который мы имеем сегодня.

-7

Мы приглашаем вас присоединиться к диалогу и поделиться своими мыслями о статье. Какие истории летчиков-асов вас впечатлили больше всего? Есть ли у вас личные рассказы или мнения, связанные с этой темой? Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи, и оставляйте свои комментарии ниже. Ваше участие делает наше сообщество богаче и позволяет истории оживать. Давайте вместе помнить и отдавать дань тем, кто боролся на небесах.