В прошлой статье речь шла о территориальных претензиях со стороны Тайваня, в этой связи у многих читателей мог возникнуть вопрос: "А сколько вообще стран выдвинули территориальные претензии к России?". Сразу скажу, соседнюю страну я в этой статье учитывать не буду, с ней и без этого всё понятно. Итак...
1. Япония
Спор, о котором все знают, развернулся вокруг южной части Курильских островов. Проблематика принадлежности этих территорий уходит корнями во Вторую Мировую Войну, по итогам которой Советский Союз забрал Курилы себе, с чем Япония категорически несогласна. Возвращение Курильских островов является одной из главных внешнеполитических целей Японии.
Насколько законны эти требования?
Вполне законны. Поскольку Россия и Япония до сих пор не подписали мирный договор, принадлежность Курильских островов никак не закреплена юридически и Япония имеет полное право требовать эти земли назад. Хорошая новость для нас в том, что Россия имеет право их не возвращать, тем более учитывая что подавляющее большинство стран мира уже признали Курилы частью РФ. Переговоры по мирному договору шли на протяжении всего существования РФ после распада СССР, однако были приостановлены в 2023 году в связи с недружественной политикой Японии, так что этот вопрос ещё какое-то время подниматься не будет.
2. Эстония
Этот спор уходит корнями в советскую эпоху. Предметом спора на этот раз выступают Печорский район Псковской Области и Ивангород. Эти территории вошли в состав Эстонии в 1920 году по итогам Тартуского мирного договора, однако уже в 1940 году Эстония вошла в состав СССР, а в 1944 и 1945 годах вышеупомянутые территории вернулись в состав РСФСР. После развала СССР вновь образованная Эстония так и не смогла договориться с Россией по вопросу границы, а в эстонском парламенте до сих пор регулярно проскакивают призывы вернуть Печорский район и Ивангород.
Насколько законны эти требования?
На этот раз всё куда сложнее. Позиция Эстонии заключается в том, что опираться в этом вопросе следует лишь на договор 1920 года, поскольку решения 1944, 1945 и 1946 годов были приняты в период "советской оккупации", а значит не имеют юридической силы. Российская же сторона считает, что после вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году договор 1920 года утратил свою силу. Впрочем, Эстония уже фактически признала существующую границу в договоре от 18 февраля 2014 года, так что этот вопрос можно считать закрытым.
3. Южная Корея
На этот раз предметом спора выступает остров Ноктундо на границе КНДР и Приморья. Этот остров вошёл в состав России по итогам Пекинского договора, заключённого в далёком 1860 году. Вопрос принадлежности этого острова не поднимался вплоть до 1985 года, когда СССР и КНДР решили подписать договор о государственной границе. Как итог, КНДР признала остров Ноктундо частью СССР, однако с этим решением не согласилась Южная Корея, которая, напоминаю, претендует на все корейские земли и считает, что КНДР не имела права решать этот вопрос без её участия.
Насколько законны эти требования?
Как и в случае с Японией, требования Южной Кореи можно считать законными. Дело в том, что при подписании Пекинского договора между Китаем и Россией, по которому был присоединён в том числе остров Ноктундо, мнение Кореи не учитывалось. Проще говоря, Китай согласился отдать корейские земли без разрешения Кореи. Таким образом, Корея имеет законное право требовать эти территории назад. Впрочем, как и в случае с Курилами, Россия имеет право игнорировать эти требования. Особенно учитывая тот факт, что большая часть мира уже признала остров Ноктундо неотъемлемой частью РФ.