"Деятельная жизнь" (Северный портал кафедрального собора в Шартре)
Рука
Тило Шеллер ."Werkstattbrief" 14. На Пасху 1998г.
Вначале была рука -
Она рыла, охотилась, гладила и била –
Она выкапывала дикие корни из песка –
Она служила чашей, которая приносила воду ко рту –
Она грозила властно над морем и землёй.
Тут ударила божья искра в человеческий мозг –
Из каких-то далей прилетев –
И под крутыми складками крепкого лба –
Превратились руки в прибор –
И из голой руки друг за другом появились –
Топор и лопата, меч и плуг –
Руке остались клятва, любовь и молитва.
Парсифаль в преподавании ремёсел?
Херберт Зеуферт. "Werkstattbrief" 14.
Когда ученики находятся в мастерской, редко задаются вопросом, что они проходят на главном уроке. Когда я тем не менее знаю, что за эпоха там даётся, так как я могу помнить тему последних дней, тогда можно открыть двери – пространства, в которых мне освещается внутреннее согласование учебных предметов.
Ученики находят удивительным, что учитель труда знает о проходимом на эпохе главного урока и даже может дать дополнительные содержательные сведения. Учение тогда переживает нечто от солидарности коллегии, а также, что имеется живой интерес к тому, чем занят в данный момент класс.
Поэтому это внутреннее сопровождение вызывает также и во мне нечто: я переживаю, как нечто излучается из содержания преподавания на других предметах и как плодотворно влияет к примеру компетентная эпоха одной возрастной ступени влияет на другую, в ней отражается и даже разносторонне расширяет и поднимает.
Я вспоминаю о географической эпохе в 9 классе, где проходят "строение костей Земли", в биологии скелет человека – земную крепость, когда пространственно-образующее полых пространств находит отражение в изготовлении глиняных сосудов, чеканке по меди, а также изготовления шкафчиков и других столярных изделий. В литературе в это время проходят "черно-белое", характерны шиллеровские драмы, которые также похожи на светло-тёмные рисунки. И всё освещает эпоха истории искусств, которая прослеживает произведения искусства от египетской пластики до черно-белой живописи Рембрандта.
В 10 классе круг тем кружится вокруг представлений о закономерностях: временные в преподавании истории, органически-физиологические в биологии, механические в физике, судьбоносные в "Песне о нибелунгах", где обман, месть, вина имеют свои последствия.
Нечто особенное происходит в 11 классе. С правом называется, что Парсифаль в душевной ситуации молодого человека (и сегодня так же!) от "Zwifel" (сомнения) к "Selde" будут срисованы (изображены – nachgezeichnet). В каком множестве мотивов мы встречаем демонстрацию переживаний 16-17-летних, которые иногда от себя хотели бы указать, что там параллельно очевидно.
Через сделанные ошибки чувствовать себя вызванными сделать лучше или правильнее, в этом лежат аспекты для будущего. И как раз в художественном постоянный процесс, как выразить себя ещё лучше, ещё красивее, ещё правильнее, благороднее, ещё выразительнее! Через ошибки и заблуждения Парсифаль в конце концов становится королём Грааля и может принять своего черно-белого брата Фейрефица.
В ремесле коррекция тотчас следует благодаря материалу и т.д., в душевном происходит, когда силы симпатии и антипатии направляются на объект, прочь от себя самого внутрь в процесс образообразования.
Всё что изучено на способностях, что в совершенно другой области созревает в способности!
Когда в качестве преподавателей искусства и ремёсел охватывают возможность участия в распространении специальностей, достаточно это включить в своё собственное преподавание, это принесет конечно ученикам пользу. Но в то же время сам достигаешь тоже нечто, что даёт уверенность по отношению к своему предмету, а также и к другим.
Тогда находится возможность например математику или учителю языка разъяснить, как благодаря нашему преподаванию его преподавание становится плодоносным и одухотворенным, как это Р. Штейнер описывает в "Дополнительном курсе".
Только благодаря пониманию можно предотвратить сокращение или даже отмену преподавания искусств и ремёсел.
Обращение с ножом-резцом
Йоханнес Гейер. "Werkstattbrief" 14
В различных книжках для любителей самоделок бывают показаны некоторые приёмы обращения с ножом и резцом (стамесочкой).
Работа ножом-резцом
Работа русского мастера игрушки в Измайловском парке.
Работа мастера в Богородском
Всегда рекомендуется резание "от себя" и имеется в виду достаточное расстояние до соседа. Мы также помним о "вязальном запрете" (когда обе руки прижаты локтями к корпусу, особенно удобно производить резание ножом). Но всё время приходится видеть детей ( и взрослых!), которые толкают нож от себя далеко вперёд, часто совершенно не обращая внимание на окружающую обстановку. Пока нож работает в дереве, моя сила полностью тратится на резание, когда же стружка срезана, моя рука идёт вместе с ножом (да и вся рука) далеко вперёд бесцельно и не применительно к работе. Моя сила уходит в пустоту!
И кроме того такое большое движение. В случае с обтёсывания топором всё наоборот: большой замах содействует рабочему успеху топора в дереве.
Не только из-за опасности для соседа (например, соученика, который как раз захотел с вами поболтать), но и из-за большого напрасного расхода сил, который приводит к преждевременной усталости мы должны присматривать за тем, чтобы ученики правильно держали инструмент и применяли правильные приёмы резания.
Впрочем, всегда ли резание находится под контролем, когда я режу "от себя"?
Способ резания с прижатыми локтями "на разрыв рук" друг от друга.
Все приводимые здесь способы резания обеспечивают правильную работу. Гораздо сложнее вообще привить ученикам (да и взрослым) правильные методы. Рука с ножом-резцом "сама выскакивает" вперёд. При этом наибольшая сила резания развивается, когда я руку с заготовкой и руку с ножом держу прижатыми к животу и руки двигаются в разные стороны.
Тут работают, как кисти, так и вся рука, плечо, вплоть до лопаток. К тому же ведение резца находится под контролем. Работа идёт быстрее и продуктивнее.
Способ правильного держания ножа показан на рисунке. При резании нож ведётся под давлением "тянущим движением", при этом обращается внимание на направление волокон дерева, чтобы не было откалывания. Если такое случается, направление резания меняется на противоположное. Мягкое дерево нужно резать всегда наклонно (наискось) к волокнам.
Резание прямым ножом.
Замечание: направление резания как правило в сторону собственного тела. При этом должен хорошо работать большой палец правой руки. Его нужно оберегать от лезвия, направление резание проводится " мимо пальца", к тому же нужно прятать его за заготовкой. Когда же нам приходится резать в сторону "от тела", обе руки прижимаются плотно локтями к бокам, а левая рука тянет заготовку назад. Обе руки фиксируются на заготовке. Рука с ножом не должна никогда выскакивать вперёд в пространство!!!
Резание резцом-стамесочкой
Мы удерживаем стамесочку так, чтобы лезвие выступало примерно на 1 сантиметр. Правый большой палец лежит на лезвии, указательный палец поддерживает снизу лезвие и упирается в заготовку
Резание "от себя". Резание "на себя".
Резание ножом "большим пальцем левой руки" и резание стамесочкой "большим пальцем левой руки".
Резьба при помощи "скульптурных" резцов-стамесочек
При работе резцами-стамесками материал должен быть закреплён на верстаке. Правая рука держит ручку стамески так, что закруглённый конец ручки упирается в середину ладони, и отсюда направляется давящая сила правой руки. Левая рука охватывает клинок стамески и крепко прижата к верстаку или заготовке. Так возникает достаточная сила резания из правой руки и правильное уверенное ведение стамески. При каждом режущем движении лезвие направляется косо лёгкими дугами сначала вниз, а потом вверх.
А. Нож –резец или резец-стамесочка с деревянным чехлом на лезвии
Заточка ножа не представляет большой трудности. Достаточно приобрести брусок двухцветного "хозяйственного точильного камня" с разной "зернистостью" сторон. Начинают с того, что намачивают камень водой. Сначала прикладывают немного с наклоном лезвие к более грубой стороне камня и водят, плотно прижимая круговыми движениями, потом "доводят" на более тонком зерне (лучше доводку делать с растительным маслом). После этого можно сделать доводку на алмазных или других твёрдых мелкозернистых брусках.
При заточке и доводке нужно постоянно менять сторону затачиваемого лезвия, переворачивая нож через тыльную сторону лезвия. Острота ножа проверяется на листке бумаги или осторожно на ногте большого пальца левой руки.