В двадцатке самых известных картин, написанных русскими художниками, оказались две картины Врубеля и две картины Шишкина (но нет мишек!), и ни одной работы… Впрочем, давайте без спойлеров. Скажем только, что вы удивитесь. И, может, даже возмутитесь.
В ТОП-20 самых известных картин русских живописцев попали работы 18 авторов, только двое из них — женщины. Самый ранний шедевр создан в первой четверти XV века, самый поздний — в середине ХХ. В списке — один Пушкин и две картины, вдохновлённые Лермонтовым.
15 из 20 картин списка — из собрания Третьяковской галереи, четыре из Русского музея и одна — из Киевской картинной галереи.
Представляем список в порядке убывания набранных голосов.
1. Михаил Врубель. Демон сидящий
На парижском Осеннем салоне 1906 года Сергей Дягилев «давал» русское изобразительное искусство: около 700 произведений и целый зал с работами Врубеля. Художник Сергей Судейкин, который был на той выставке, позже вспоминал: «В зале Врубеля, где никого не было, я и Ларионов неизменно встречали коренастого человечка, похожего на молодого Серова, который часами простаивал над вещами Врубеля. Это был Пикассо. Ларионов и я, мы оба можем констатировать, что все основы кубизма, конструктивизма и сюрреализма были начаты и обоснованы Врубелем. И несмотря на наше уважение к Пикассо, началом начал современной живописи был Врубель».
Может, Судейкин и преувеличивает. Или обознался. И, конечно, у кубизма Пикассо множество других, подтверждённых источников вдохновения. Но всё-таки, всё-таки. «Авиньонских девиц», с которых отсчитывают историю кубизма, Пикассо закончил в 1907-м. И диковинные, похожие на кристаллы цветы, окружающие врубелевского демона, так соблазнительно считать предтечей кубизма.
Что же касается источников вдохновения Врубеля, первым импульсом к поиску собственного образа демона было знакомство с поэмой Лермонтова «Демон».
В своей речи на похоронах Врубеля Александр Блок сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен». Наших с вами времён, выходит, тоже.
2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели
Шедевр, любовь к которому не смогли ослабить ни плохие репродукции в календарях и учебниках, ни необходимость писать по этим репродукциями сочинения.
Давид Самойлов написал вот такое стихотворение — и буквально в двух словах объяснил, что же в этой картине такого.
Стояли они у картины:
Саврасов. «Грачи прилетели».
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.
Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
— Саврасов. «Грачи прилетели» —
Хорошая это картина…
3. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь
Эту картину Врубель писал параллельно с работой над оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Пушкина «Сказка о Царе Салтане», партию царевны в постановке исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель.
Однако эту картину нельзя считать ни иллюстрацией к Пушкину, ни репортажем из оперы, ни портретом певицы. Это самостоятельный образ Врубеля, в очередной раз обратившегося к своей излюбленной теме границы между мирами, состояниями, явью и сказкой.
4. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре
Архип Куинджи понимал, что создал шедевр. Он устроил для «Лунной ночи» выставку одной картины — и вызвал ажиотаж. Когда великий князь Константин Константинович, внук Николая I, пришёл в мастерскую посмотреть ещё неоконченную картину и спросил: «Вы продаёте или только показываете?» — Куинджи, который будто бы князя не узнал, ответил: «Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Разумеется, князь поспешил выложить 5 тыс. рублей. И записал в дневнике свои впечатления от встречи с картиной: «Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует».
«Лунная ночь», на которую стояли очереди и которая принадлежала князю, сейчас в собрании Русского музея. Но Куинджи исполнил несколько вариантов-повторений. Одно из них находится в Третьяковской галерее.
Куинджи родился на территории современной Украины, многие его картины изображают Днепр и его берега, а при взгляде на «Лунную ночь на Днепре» многие вспоминают произведения Гоголя.
5. Иван Крамской. Неизвестная
Эту картину нередко называют неправильно — «Незнакомка», связывая её с одноимённым стихотворением Блока, написанным гораздо позже. И эта ошибка, существование народного названия — лишнее доказательство любви: так для самых близких и дорогих людей мы изобретаем домашние прозвища.
Причина буквально всенародной любви к этому произведению Крамского кроется не только в виртуозном исполнении полотна, но и в неразрешимой загадке: художник не оставил для нас правильного ответа, поскольку создавал не портрет, а создавал тип, но мы продолжаем искать, хотя бы знакомые черты (и, конечно, не можем не заметить, что кое-что художник списал со своей дочери).
6. Андрей Рублёв. Троица
«Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог», — написал Павел Флоренский в своей книге «Иконостас», имея в виду, что иконы, подобные этой, позволяют человеку увидеть не мастерство живописца, а «полно-реальное бытие самих ликов». «Он прозрел утро в самый тёмный час ночи», — сказал об Рублёве Андрей Тарковский, который обращался к «Троице» не только в фильме «Андрей Рублёв».
7. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет
После революции Зинаиде Серебряковой и её детям придется несладко, но это потом. А пока — она ничего этого не знает и не ждёт. А наслаждается молодостью, красотой, счастьем, проводя зиму в имении Нескучное (это на территории современной Харьковской области, Украина). Свечи, булавки, ароматические зелья, зеркало — всего этого хватило бы для создания образа ведьмы (пусть даже молодой и очаровательной), но у Серебряковой нет и намёка на мистику и мрак.
Картина размером более трёх метров в ширину была создана всего за 11 дней. Писал её Айвазовский в своей мастерской в Феодосии (Ованнес Айвазян родился и предпочитал жить в Крыму, был армянин по национальности, изменил имя и фамилию — и стал великим русским художником).
8. Иван Айвазовский. Девятый вал
Работая над полотном, художник полагался на память и зарисовки. Поклонники реализма выискивали ошибки у Айвазовского: мол, посреди моря у него волны такие, какие могут быть только у берега, и колорит неправдоподобный. Фокус в том, что перед нами не реализм, а шедевр романтической живописи.
9. Валентин Серов. Девочка с персиками
«У меня совершенный дурман в голове, но я уверен, что все, что делалось воображением и рукой художника, — все, все делалось почти в пьяном настроении, оттого они и хороши, эти мастера XVI века, Ренессанса. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть, беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное», — писал молодой Серов своей будущей жене из Венеции. Вернулся — и написал «Девочку с персиками».
10. Василий Поленов. Московский дворик
Петербуржец Василий Поленов приехал в Москву по делу: писать этюды в Кремле, для картины из жизни допетровской России. Снял квартиру — тёмную и мрачную. Хотел даже отказаться от неё, но выглянул в окно. И остался. Вид из окна открывался такой, что Тургенев даже лечил им свою тоску по родине: для жившего во Франции писателя Поленов написал вариант своей самой знаменитой картины.
11. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня
Русская иконопись, живопись итальянского Возрождения, приёмы модернистов — всё смешалось в этом очистительном хороводе. Художник не имел намерения предсказывать или предостерегать с помощью этой картины и вообще в процессе её создания был больше озабочен поисками формы, а не смыслов. Но получилась какая-то колода Таро, состоящая из одной карты: в какой момент истории на неё не взгляни — сразу возникает в голове подходящее толкование.
12. Марк Шагал. Над городом
Марк Шагал — как раз из художников, принадлежащих сразу нескольким культурам: своим его назовут и в Беларуси, и в России, и во Франции, и в США, и в Израиле.
Кроме того, в этом списке Шагал, пожалуй, самый известный за пределами русскоязычного мира художник. Простое подтверждение — кадр из фильма шведского режиссёра Роя Андерссона «О бесконечности» (2019), в котором оживает картина «Над городом» (а другая картина Шагала сыграла заметную роль в популярной романтической комедии «Ноттинг Хилл»).
На картине «Над городом» Шагал вместе со своей возлюбленной Беллой Розенфельд парит над Витебском. Скоро обстоятельства заставят художника покинуть родной город, чтобы осваивать новые города и страны, становиться в них своим. Ему предстоит потерять Беллу и прожить много лет без неё. Но пока счастье — больше города, сильнее законов физики.
13. Василий Верещагин. Апофеоз войны
Картина, которая, к сожалению, никогда не перестанет быть актуальной. Как и предполагал художник, написавший на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
14. Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
Портрет, благодаря которому Пушкин для нас навсегда 27-летний. Пушкин относился к своей внешности одновременно самокритично и кокетливо, но портрет ему понравился, о чём он уведомил Кипренского с помощью стихотворного послания:
…Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Есть и другое мнение. «Поэт умер и оставил нас без портрета. Кипренский изобразил его каким-то денди, а не поэтом», — пишет Тарас Шевченко в документальной повести «Художник», фиксируя то ли собственное мнение, то ли мнение Карла Брюллова. В любом случае, высказывание требует уточнений. Во-первых, кроме портрета Кипренского, есть еще портрет кисти Тропинина. Во-вторых, денди — не какой-то, а сам лорд Байрон, на которого Кипренский с Пушкиным явно и не без удовольствия намекают.
15. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной
И снова не обойдёмся без стихов! Впечатления от этого портрета зарифмовал Яков Полонский — и они уже давно воспринимаются как необходимое обрамление для картины:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Отметим также, что Владимир Боровиковский родился в Миргороде — это Полтавская область современной Украины.
16. Иван Шишкин. "На севере диком..."
Название картины — из первой строки стихотворения Михаила Лермонтова (которое является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Кстати, вариант иллюстрации к стихотворению есть и у самого Лермонтова (который пробовал себя в живописи и рисовании) — в походном дневнике, на странице с одной из версий перевода. «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив», — сказал о живописной иллюстрации художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Шишкин решил написать по мотивам стихотворения полотно после того, как поучаствовал в создании рисунков для собрания сочинений Лермонтова.
Любопытные нюансы о создании картины находим в воспоминаниях Александры Комаровой, племянницы Шишкина: «Для зимних картин этого года Иван Иванович несколько раз ездил в Мери-Хови наблюдать снег и зиму, и Вишняков снимал там для него фотографии; там были написаны „Морозный день“, „На севере диком“ (к которой даже Куинджи приложил руку — маленькой кисточкой с кадмием посадил точку — огонек вдалеке)».
Премьера картины состоялась в 1891 году, на XIX передвижной выставке. Она входит в собрание Киевской картинной галереи (в Третьяковке хранится чёрно-белый эскиз 1890 года).
17. Иван Шишкин. Рожь
И снова Шишкин. И снова сосны: теперь летние, напоминающие вышедших в поле богатырей. На одном из подготовительных набросков Шишкин записал «ключевики», объясняющие содержание картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
18. Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой
Анна Ахматова прославилась рано, жила долго, всегда была окружена талантливыми в разных видах искусства поклонниками — неудивительно, что в результате мы имеем большое количество её портретов. И часто эти портреты исполнены знаменитостями — Ахматову запечатлели Амедео Модильяни, Кузьма Петров-водкин, Алексей Баталов (знаменитый актёр был близко знаком и с Анной Андреевной, и с ремеслом художника). Но самый известный портрет Ахматовой написал, пожалуй, Натан Альтман. И этот портрет — самая известная его работа.
19. Татьяна Яблонская. Утро
Татьяна Яблонская — украинская художница. Она даже художественное образование получила в Киеве и прожила там большую часть жизни. Но родилась — в Смоленске. А картина «Утро», на которой изображены старшая дочь художницы и их киевская квартира, хранится в Третьяковской галерее.
20. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем
В 1918-м, когда Кустодиев пишет эту картину, неспешная и беззаботная купеческая жизнь осталась уже только в воспоминаниях художника, если она вообще когда-нибудь была реальностью, а не мечтой. Вокруг — последствия революции, а Кустодиев пишет картину о том, как важно, выражаясь нашим языком, быть в моменте, уметь замедлиться. Шутки шутками, но это и правда важно. Особенно когда вокруг неразбериха и обстоятельства не велят «рассиживаться».
Да, в ТОП-20 самых знаменитых картин русских художников не оказалось ни одного полотна Исаака Левитана. Какая тому причина? Ждем ваши предположения в комментариях
Материал взят из журнала "Артхив"