11,9K подписчиков

20 САМЫХ известных картин русских художников

12K прочитали

В двадцатке самых известных картин, написанных русскими художниками, оказались две картины Врубеля и две картины Шишкина (но нет мишек!), и ни одной работы… Впрочем, давайте без спойлеров. Скажем только, что вы удивитесь. И, может, даже возмутитесь.

В ТОП-20 самых известных картин русских живописцев попали работы 18 авторов, только двое из них — женщины. Самый ранний шедевр создан в первой четверти XV века, самый поздний — в середине ХХ. В списке — один Пушкин и две картины, вдохновлённые Лермонтовым.

15 из 20 картин списка — из собрания Третьяковской галереи, четыре из Русского музея и одна — из Киевской картинной галереи.

Представляем список в порядке убывания набранных голосов.

1. Михаил Врубель. Демон сидящий

"Демон сидящий" Михаил Александрович Врубель
1890, 116.5×213.8 см
"Демон сидящий" Михаил Александрович Врубель 1890, 116.5×213.8 см

На парижском Осеннем салоне 1906 года Сергей Дягилев «давал» русское изобразительное искусство: около 700 произведений и целый зал с работами Врубеля. Художник Сергей Судейкин, который был на той выставке, позже вспоминал: «В зале Врубеля, где никого не было, я и Ларионов неизменно встречали коренастого человечка, похожего на молодого Серова, который часами простаивал над вещами Врубеля. Это был Пикассо. Ларионов и я, мы оба можем констатировать, что все основы кубизма, конструктивизма и сюрреализма были начаты и обоснованы Врубелем. И несмотря на наше уважение к Пикассо, началом начал современной живописи был Врубель».

Может, Судейкин и преувеличивает. Или обознался. И, конечно, у кубизма Пикассо множество других, подтверждённых источников вдохновения. Но всё-таки, всё-таки. «Авиньонских девиц», с которых отсчитывают историю кубизма, Пикассо закончил в 1907-м. И диковинные, похожие на кристаллы цветы, окружающие врубелевского демона, так соблазнительно считать предтечей кубизма.

Что же касается источников вдохновения Врубеля, первым импульсом к поиску собственного образа демона было знакомство с поэмой Лермонтова «Демон».

В своей речи на похоронах Врубеля Александр Блок сказал: «Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен». Наших с вами времён, выходит, тоже.

2. Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Шедевр, любовь к которому не смогли ослабить ни плохие репродукции в календарях и учебниках, ни необходимость писать по этим репродукциями сочинения.

"Грачи прилетели" Алексей Кондратьевич Саврасов 1871, 62×48.5 см
"Грачи прилетели" Алексей Кондратьевич Саврасов 1871, 62×48.5 см

Давид Самойлов написал вот такое стихотворение — и буквально в двух словах объяснил, что же в этой картине такого.

Стояли они у картины:

Саврасов. «Грачи прилетели».

Там было простое, родное.

Никак уходить не хотели.

Случайно разговорились,

Поскольку случилась причина.

— Саврасов. «Грачи прилетели» —

Хорошая это картина…

3. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь

Эту картину Врубель писал параллельно с работой над оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Пушкина «Сказка о Царе Салтане», партию царевны в постановке исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель.

"Царевна-Лебедь" Михаил Александрович Врубель
1900, 142.5×93 см
"Царевна-Лебедь" Михаил Александрович Врубель 1900, 142.5×93 см

Однако эту картину нельзя считать ни иллюстрацией к Пушкину, ни репортажем из оперы, ни портретом певицы. Это самостоятельный образ Врубеля, в очередной раз обратившегося к своей излюбленной теме границы между мирами, состояниями, явью и сказкой.

4. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Архип Куинджи понимал, что создал шедевр. Он устроил для «Лунной ночи» выставку одной картины — и вызвал ажиотаж. Когда великий князь Константин Константинович, внук Николая I, пришёл в мастерскую посмотреть ещё неоконченную картину и спросил: «Вы продаёте или только показываете?» — Куинджи, который будто бы князя не узнал, ответил: «Ведь всё равно не купите: она дорогая».

"Лунная ночь на Днепре" Архип Иванович Куинджи
1880, 105×144 см
"Лунная ночь на Днепре" Архип Иванович Куинджи 1880, 105×144 см

Разумеется, князь поспешил выложить 5 тыс. рублей. И записал в дневнике свои впечатления от встречи с картиной: «Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещённая луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует».

«Лунная ночь», на которую стояли очереди и которая принадлежала князю, сейчас в собрании Русского музея. Но Куинджи исполнил несколько вариантов-повторений. Одно из них находится в Третьяковской галерее.

Куинджи родился на территории современной Украины, многие его картины изображают Днепр и его берега, а при взгляде на «Лунную ночь на Днепре» многие вспоминают произведения Гоголя.

5. Иван Крамской. Неизвестная

Эту картину нередко называют неправильно — «Незнакомка», связывая её с одноимённым стихотворением Блока, написанным гораздо позже. И эта ошибка, существование народного названия — лишнее доказательство любви: так для самых близких и дорогих людей мы изобретаем домашние прозвища.

"Неизвестная" Иван Николаевич Крамской
1883, 75.5×99 см
"Неизвестная" Иван Николаевич Крамской 1883, 75.5×99 см

Причина буквально всенародной любви к этому произведению Крамского кроется не только в виртуозном исполнении полотна, но и в неразрешимой загадке: художник не оставил для нас правильного ответа, поскольку создавал не портрет, а создавал тип, но мы продолжаем искать, хотя бы знакомые черты (и, конечно, не можем не заметить, что кое-что художник списал со своей дочери).

6. Андрей Рублёв. Троица

"Троица" Андрей Рублев
1420-е , 141×114 см
"Троица" Андрей Рублев 1420-е , 141×114 см

«Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог», — написал Павел Флоренский в своей книге «Иконостас», имея в виду, что иконы, подобные этой, позволяют человеку увидеть не мастерство живописца, а «полно-реальное бытие самих ликов». «Он прозрел утро в самый тёмный час ночи», — сказал об Рублёве Андрей Тарковский, который обращался к «Троице» не только в фильме «Андрей Рублёв».

7. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет

"За туалетом. Автопортрет" Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1909, 75×65 см
"За туалетом. Автопортрет" Зинаида Евгеньевна Серебрякова 1909, 75×65 см

После революции Зинаиде Серебряковой и её детям придется несладко, но это потом. А пока — она ничего этого не знает и не ждёт. А наслаждается молодостью, красотой, счастьем, проводя зиму в имении Нескучное (это на территории современной Харьковской области, Украина). Свечи, булавки, ароматические зелья, зеркало — всего этого хватило бы для создания образа ведьмы (пусть даже молодой и очаровательной), но у Серебряковой нет и намёка на мистику и мрак.

Картина размером более трёх метров в ширину была создана всего за 11 дней. Писал её Айвазовский в своей мастерской в Феодосии (Ованнес Айвазян родился и предпочитал жить в Крыму, был армянин по национальности, изменил имя и фамилию — и стал великим русским художником).

8. Иван Айвазовский. Девятый вал

"Девятый вал" Иван Константинович Айвазовский
1850, 221×332 см
"Девятый вал" Иван Константинович Айвазовский 1850, 221×332 см

Работая над полотном, художник полагался на память и зарисовки. Поклонники реализма выискивали ошибки у Айвазовского: мол, посреди моря у него волны такие, какие могут быть только у берега, и колорит неправдоподобный. Фокус в том, что перед нами не реализм, а шедевр романтической живописи.

9. Валентин Серов. Девочка с персиками

"Девочка с персиками" (Портрет В. С. Мамонтовой) Валентин Александрович Серов
1887, 85×91 см
"Девочка с персиками" (Портрет В. С. Мамонтовой) Валентин Александрович Серов 1887, 85×91 см

«У меня совершенный дурман в голове, но я уверен, что все, что делалось воображением и рукой художника, — все, все делалось почти в пьяном настроении, оттого они и хороши, эти мастера XVI века, Ренессанса. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть, беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное», — писал молодой Серов своей будущей жене из Венеции. Вернулся — и написал «Девочку с персиками».

10. Василий Поленов. Московский дворик

"Московский дворик" Василий Дмитриевич Поленов
1878, 64.5×80.1 см
"Московский дворик" Василий Дмитриевич Поленов 1878, 64.5×80.1 см

Петербуржец Василий Поленов приехал в Москву по делу: писать этюды в Кремле, для картины из жизни допетровской России. Снял квартиру — тёмную и мрачную. Хотел даже отказаться от неё, но выглянул в окно. И остался. Вид из окна открывался такой, что Тургенев даже лечил им свою тоску по родине: для жившего во Франции писателя Поленов написал вариант своей самой знаменитой картины.

11. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня

"Купание красного коня" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
1912, 160×186 см
"Купание красного коня" Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1912, 160×186 см

Русская иконопись, живопись итальянского Возрождения, приёмы модернистов — всё смешалось в этом очистительном хороводе. Художник не имел намерения предсказывать или предостерегать с помощью этой картины и вообще в процессе её создания был больше озабочен поисками формы, а не смыслов. Но получилась какая-то колода Таро, состоящая из одной карты: в какой момент истории на неё не взгляни — сразу возникает в голове подходящее толкование.

12. Марк Шагал. Над городом

Марк Шагал — как раз из художников, принадлежащих сразу нескольким культурам: своим его назовут и в Беларуси, и в России, и во Франции, и в США, и в Израиле.

"Над городом" Марк Захарович Шагал
1918, 141×197 см
"Над городом" Марк Захарович Шагал 1918, 141×197 см

Кроме того, в этом списке Шагал, пожалуй, самый известный за пределами русскоязычного мира художник. Простое подтверждение — кадр из фильма шведского режиссёра Роя Андерссона «О бесконечности» (2019), в котором оживает картина «Над городом» (а другая картина Шагала сыграла заметную роль в популярной романтической комедии «Ноттинг Хилл»).

Кадр из фильма «О бесконечности» (Om det oändliga, 2019, реж. Рой Андерссон).
Кадр из фильма «О бесконечности» (Om det oändliga, 2019, реж. Рой Андерссон).

На картине «Над городом» Шагал вместе со своей возлюбленной Беллой Розенфельд парит над Витебском. Скоро обстоятельства заставят художника покинуть родной город, чтобы осваивать новые города и страны, становиться в них своим. Ему предстоит потерять Беллу и прожить много лет без неё. Но пока счастье — больше города, сильнее законов физики.

13. Василий Верещагин. Апофеоз войны

"Апофеоз войны" Василий Васильевич Верещагин
1871, 127×197 см
"Апофеоз войны" Василий Васильевич Верещагин 1871, 127×197 см

Картина, которая, к сожалению, никогда не перестанет быть актуальной. Как и предполагал художник, написавший на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

14. Орест Кипренский. Портрет А.С. Пушкина

Портрет, благодаря которому Пушкин для нас навсегда 27-летний. Пушкин относился к своей внешности одновременно самокритично и кокетливо, но портрет ему понравился, о чём он уведомил Кипренского с помощью стихотворного послания:

…Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

"Портрет А. С. Пушкина" Орест Адамович Кипренский
1827, 64.8×56.3 см
"Портрет А. С. Пушкина" Орест Адамович Кипренский 1827, 64.8×56.3 см

Есть и другое мнение. «Поэт умер и оставил нас без портрета. Кипренский изобразил его каким-то денди, а не поэтом», — пишет Тарас Шевченко в документальной повести «Художник», фиксируя то ли собственное мнение, то ли мнение Карла Брюллова. В любом случае, высказывание требует уточнений. Во-первых, кроме портрета Кипренского, есть еще портрет кисти Тропинина. Во-вторых, денди — не какой-то, а сам лорд Байрон, на которого Кипренский с Пушкиным явно и не без удовольствия намекают.

15. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

"Портрет Марии Ивановны Лопухиной" Владимир Лукич Боровиковский
1797, 72×53.5 см
"Портрет Марии Ивановны Лопухиной" Владимир Лукич Боровиковский 1797, 72×53.5 см

И снова не обойдёмся без стихов! Впечатления от этого портрета зарифмовал Яков Полонский — и они уже давно воспринимаются как необходимое обрамление для картины:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Отметим также, что Владимир Боровиковский родился в Миргороде — это Полтавская область современной Украины.

16. Иван Шишкин. "На севере диком..."

"На севере диком ..." Иван Иванович Шишкин
1891, 161×118 см
"На севере диком ..." Иван Иванович Шишкин 1891, 161×118 см

Название картины — из первой строки стихотворения Михаила Лермонтова (которое является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне):

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

В двадцатке самых известных картин, написанных русскими художниками, оказались две картины Врубеля и две картины Шишкина (но нет мишек!), и ни одной работы… Впрочем, давайте без спойлеров.-18

Кстати, вариант иллюстрации к стихотворению есть и у самого Лермонтова (который пробовал себя в живописи и рисовании) — в походном дневнике, на странице с одной из версий перевода. «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив», — сказал о живописной иллюстрации художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Шишкин решил написать по мотивам стихотворения полотно после того, как поучаствовал в создании рисунков для собрания сочинений Лермонтова.

Любопытные нюансы о создании картины находим в воспоминаниях Александры Комаровой, племянницы Шишкина: «Для зимних картин этого года Иван Иванович несколько раз ездил в Мери-Хови наблюдать снег и зиму, и Вишняков снимал там для него фотографии; там были написаны „Морозный день“, „На севере диком“ (к которой даже Куинджи приложил руку — маленькой кисточкой с кадмием посадил точку — огонек вдалеке)».

Премьера картины состоялась в 1891 году, на XIX передвижной выставке. Она входит в собрание Киевской картинной галереи (в Третьяковке хранится чёрно-белый эскиз 1890 года).

17. Иван Шишкин. Рожь

"Рожь" Иван Иванович Шишкин
1878, 107×187 см
"Рожь" Иван Иванович Шишкин 1878, 107×187 см

И снова Шишкин. И снова сосны: теперь летние, напоминающие вышедших в поле богатырей. На одном из подготовительных набросков Шишкин записал «ключевики», объясняющие содержание картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

18. Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой

"Анна Ахматова" Натан Исаевич Альтман
1914, 123×103.2 см
"Анна Ахматова" Натан Исаевич Альтман 1914, 123×103.2 см

Анна Ахматова прославилась рано, жила долго, всегда была окружена талантливыми в разных видах искусства поклонниками — неудивительно, что в результате мы имеем большое количество её портретов. И часто эти портреты исполнены знаменитостями — Ахматову запечатлели Амедео Модильяни, Кузьма Петров-водкин, Алексей Баталов (знаменитый актёр был близко знаком и с Анной Андреевной, и с ремеслом художника). Но самый известный портрет Ахматовой написал, пожалуй, Натан Альтман. И этот портрет — самая известная его работа.

19. Татьяна Яблонская. Утро

"Утро" Татьяна Ниловна Яблонская
1954, 110×169 см
"Утро" Татьяна Ниловна Яблонская 1954, 110×169 см

Татьяна Яблонская — украинская художница. Она даже художественное образование получила в Киеве и прожила там большую часть жизни. Но родилась — в Смоленске. А картина «Утро», на которой изображены старшая дочь художницы и их киевская квартира, хранится в Третьяковской галерее.

20. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем

"Купчиха за чаем" Борис Михайлович Кустодиев
1918, 120×120 см
"Купчиха за чаем" Борис Михайлович Кустодиев 1918, 120×120 см

В 1918-м, когда Кустодиев пишет эту картину, неспешная и беззаботная купеческая жизнь осталась уже только в воспоминаниях художника, если она вообще когда-нибудь была реальностью, а не мечтой. Вокруг — последствия революции, а Кустодиев пишет картину о том, как важно, выражаясь нашим языком, быть в моменте, уметь замедлиться. Шутки шутками, но это и правда важно. Особенно когда вокруг неразбериха и обстоятельства не велят «рассиживаться».

Да, в ТОП-20 самых знаменитых картин русских художников не оказалось ни одного полотна Исаака Левитана. Какая тому причина? Ждем ваши предположения в комментариях

Материал взят из журнала "Артхив"