Чтобы успешно справиться с заданием 4 на ОГЭ, выпускнику надо не только знать все основные пунктуационные правила, но и уметь распознавать случаи постановки знаков препинания.
Этому и посвящены наши материалы под названием "ОГЭ. Ловушки задания 4".
Наш первый материал был посвящён различению причастных и деепричастных оборотов. Сегодня предлагаю мини-пособие для формирования умения различать разные виды обособленным определений.
Теория
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обособляются
- Согласованные определения, относящиеся к личному местоимению. /Уставший от работы/, он отправился в путешествие.
- Согласованные распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова. Кошка, /испугавшаяся шума/, спряталась под лавку.
- Два или более однородных определения, стоящих после определяемого слова. Эта история, яркая и мудрая, навсегда осталась в моём сердце.
- Определения, оторванные от определяемого слова. Сад цвёл поздним цветом, красивый и пышный.
- Согласованное определение с добавочным обстоятельственным значением перед определяемым существительным. /Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался.
Задания
Задание 1
Проанализируйте предложения. Определите вид обособления определений, поставьте напротив каждого предложения номер соответствующего объяснения.
Объяснения
1) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного, обособляется.
2) Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.
3) Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.
4) Определения, оторванные от определяемого слова, обособляются.
5) Определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова, обособляются.
Предложения
Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях. __________
Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. __________
Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно. __________
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. __________
По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул. __________
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. __________
Небо, высокое, морозное, торжественно сияло, заставляя людей чувствовать себя лишь песчинками. __________
Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту. __________
Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились. __________
Камни, белые и гладкие, резко отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. __________
Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами. __________
Дорога шла на юг, минуя деревни, видневшиеся то справа, то слева. __________
Балтийский янтарь – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях. __________
Задание 2
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1 столбец
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б. Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.
В. Определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова, обособляются.
2 столбец
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками.
2) Мой одноклассник стоял возле дома, осматриваясь по сторонам, и, очевидно, поджидал кого-то.
3) На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба.
4) Волны пенились, шипели, набегали и, скатываясь назад, оставляли на песке мелкие раковины и обрывки морских трав.
5) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А / Б / В
Задание 3
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1 столбец
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А. Определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова, обособляются.
Б. Определения, оторванные от определяемого слова, обособляются.
В. Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.
2 столбец
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ледник, огибая утёсы, стоящие отдельно, начинался сразу за отвесными скалами, упирающимися вершинами в бездонное небо.
2) Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей.
3) Хорошо знающие французский язык, мы ходили по музею без переводчика.
4) Солнцем мартовским пригретый, тает в парках старый снег.
5) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.
Ответ:
А / Б / В
Файл для распечатки с ответами можно найти здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.